Социальный интеллект младших школьников и детей других возрастов: что это такое, как развить у подростков, студентов, а также особенности диагностики и исследований

«Люди существуют друг для друга», — сказал однажды римский император Марк Аврелий.

Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни — быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то — оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой.

Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно. Понять, как этого добиться, нам поможет высокоразвитый социальный интеллект, а о том, что это такое, мы и поговорим.

Социальный интеллект младших школьников и детей других возрастов: что это такое, как развить у подростков, студентов, а также особенности диагностики и исследований
Впервые употребляя термин «социальный
интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк
говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях,
вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими
людьми [Torndike, 1920]. В
понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других
людей», а также знать, «как вести себя с ними». То есть, например, если
обратиться к «Войне и миру» Льва Толстого, то, по Торндайку, красавец Андрей
Болконский, обладай он развитым социальным интеллектом, должен был не только догадаться,
почему Наташа Ростова предпочла ему Анатоля Курагина, но и сообразить, как правильно вести себя с непостоянной дамой  в подобной ситуации.

В дальнейшем свой вклад внес другой
американский психолог Генри Олпорт, описав социальный интеллект как одно из
восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в
людях.

Он считал, что социальный интеллект связан со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические суждения о людях.

Если следовать мысли Олпорта,
ленивцы из «Зверополиса» являются обладателями отнюдь не высокого социального
интеллекта.

Российский социолог и психолог М.И. Бобнева
первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной
психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том,
что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального
интеллекта.

Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не
достаточным условием собственно социального развития личности. Он может
благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его.

Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной
слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и
т.д. [Бобнева, 1979]. Все мы помним Шерлока Холмса из популярного сериала
«Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли.

Там главный герой является
ярким представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и
крайне низкие коммуникативные способности в мире людей.

Вероятнее
всего, многие читатели уже поняли, что социальный интеллект — комплекс полезных способностей, а
значит, было бы неплохо способствовать его развитию. И эта мысль совершенно
верна, именно поэтому мы хотели бы оговорить, что для развития социального интеллекта
необходимо учитывать возрастные особенности человека и благоприятные условия
для его развития.

Если у вас
есть младшие сестры, братья или дети дошкольного и младшего школьного возраста,
самой эффективной будет рекомендация стимулировать их к активному
взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевых играх.

На раннем этапе для развития навыков коммуникации ему
будет достаточно небольшой группы друзей, а также набора любых игрушек, которые
позволят детям играть «в магазин», «дочки-матери» и любые другие игры, в
которых они смогут активно общаться и строить диалоги [Шилова, 2009].

Если же ваш
малыш уже совсем не малыш, а подросток, то его ни в коем случае нельзя
ограничивать в интимно-личностном общении со сверстниками: в данном возрасте установление
близких дружеских или романтических отношений, наличие неформальной
коммуникации со сверстниками есть благоприятное условие для развития
социального интеллекта.

В юношеском возрасте в первую очередь важны гендерные различия, ведь у
юношей формируются компетенции в вербальном общении (они быстрее находят соответствующий
тон общения в зависимости от собеседника), в то время как у девушек наблюдается
тенденция к росту чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и к
невербальной экспрессии, что позволяет им правильней оценивать речевую
экспрессию собеседника [Князева, 2004].

Что касается
более зрелого возраста, то многие авторы приходят к общему мнению: одним из
выражений социального интеллекта является мудрость, и не всем удается ее
достигнуть. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных
ошибок, ограниченности собственных знаний и способность к выявлению проблем
[Иванов, 2009].

Какие методы
для повышения социального интеллекта известны сегодня?

К эффективным методам повышения уровня социального
интеллекта авторы относят тренинги, фильмотерапию и анализ видеосюжетов,
проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на
развития невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые игры.

Однако
человек, желающий повысить уровень своего социального интеллекта, должен
понимать, что для этого ему придется развивать и некоторые другие способности. Например,
хорошее внимание.

Важность внимания сложно переоценить, ведь порой именно
интерес к каким-то важным деталям помогает лучше понять собеседника.

То, что
другие могут считывать автоматически, человеку с низким уровнем социального
интеллекта необходимо переводить на уровень сознания: заострять внимание на
всех деталях, чтобы в конечном итоге подмечать важные. Однако, как мы помним из примера о Шерлоке Холмсе, внимание
является лишь важным, но не достаточным качеством.

Не менее важен в данном случае и
мотивационно-волевой компонент: если вы решили повысить уровень своего социального интеллекта, то это еще
не означает непременного достижения результата.

Потребуется продолжительная
и систематическая работа над собой, а значит, необходима дисциплина и
соблюдение расписания собственных занятий. Сев на диету и бросив ее, человек не
похудеет.

Так же и здесь — необходимо идти до конца.

Итак, перечислим несколько практических
советов.

Что вам хочет
сказать мимикой и жестами собеседник? А вы ему?

Обращайте
больше внимания на невербальное поведение людей (жесты, мимику и т.д.):
невербальные сигналы порой сообщают более правдивую информацию, которую человек
попросту не успевает контролировать, в отличие от вербальных сигналов.

Данный
навык будет очень полезен, а развивать его очень просто: можно включить любой
неизвестный фильм или сериал с выключенным звуком и по невербальному поведению
актеров попытаться сделать выводы об
их чувствах и в целом о ситуации на экране.

Далее совсем несложно будет
проверить себя, пересмотрев те же сцены уже со звуком.

Анализируйте
собственную «невербалику». Будьте внимательны к себе и собственному телу и
попытайтесь понять, как внешние сигналы тела соотносятся с вашими внутренними
состояниями и чувствами.

Грамотная
понятная речь — залог эффективного общения

Что
касается вербальных навыков: как говорится, лучше больше, чем меньше.
Старайтесь оттачивать свое мастерство, как можно больше общаясь с людьми,
которые готовы вас слушать. Отмечайте свои слабые стороны и проводите работу над
ошибками. Например, если вы чувствуете, что собеседник элементарно не понимает
вашей дикции, — упражняйтесь, пока ваша речь не станет более понятна
окружающим.

Какие эмоции
ухудшают или улучшают процесс коммуникации?

Анализируйте
собственные эмоции. Попытайтесь понять, что повлияло на возникновение того или
иного эмоционального состояния, что может вызвать более острую реакцию или
позволит ее сгладить. Проследите, как те или иные эмоции влияют на ваши
мыслительные процессы, — так вы будете
вооружены.

Например, если вы
знаете, что в состоянии гнева вы абсолютно не можете соображать, то переждите,
пока гнев пройдет, прежде чем браться за какие-то задания или приступать к
общению. Кроме того, заранее продумайте стратегии избавления от каких-то
особенно пагубно влияющих эмоций.

Если вы понимаете, что перед каждой встречей
с начальством вас охватывает паника и оцепенение, вам надо продумать для себя
индивидуальные приемы, направленные на минимизацию подобного состояния.

Таким образом, если в
области социального интеллекта у вас «диапазон как у зубочистки», — как говорила Гермиона Рону Уизли в «Гарри Поттере»,
— не отчаивайтесь! Еще не все потеряно:
социальный интеллект вполне возможно развить, следуя вышеперечисленным советам.
Главное — желание работать над собой.

Марина Георгиевская, Яна Чёрная

Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // Педагогическое общество России. — 2004.

Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. — 2009, №1.

Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. — Самара, 2004.

Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // ЗПУ. — 2008. №4.

Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. —2015, №7 (19).

Николаевский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // МНКО. — 2012, №5.

Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. — 2011, №2.

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — М., 2014.

Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис… канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет. — Нижний Новгород, 2009.

Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920, №140.

Источник: https://nplus1.ru/blog/2017/05/23/social-intellect

Формирование социального интеллекта младших школьников средствами библиотерапии

У данной статьи нет дипломов Социальный интеллект младших школьников и детей других возрастов: что это такое, как развить у подростков, студентов, а также особенности диагностики и исследований

FORMATION OF SOCIAL INTELLIGENCE OF YOUNGER STUDENTS BY MEANS OF LIBRARY THERAPY

Tatyana Korneychuk

graduate student of the department of social pedagogy and psychology of Vladimir State University. A.G. and N.G. Stoletov,

Russia, Vladimir

Tatyana Bobchenko

scientific adviser, сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology Vladimir State University  A.G. and N.G. Stoletov

Russia, Vladimir

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором обоснована актуальность формирования социального интеллекта в младшем школьном возрасте.

Дано опреде­ление этого явления, выделены его компоненты, особенности развития в младшем школьном возрасте. В качестве одного из методов его формирования предложена библиотерапия.

Автор приводит пример использования библиотерапии для формирования компонентов социального интеллекта.

ABSTRACT

In this article the author substantiates the relevance of the formation of social intelligence in primary school age.

The definition of this phenomenon is given, its components, features of development in primary school age are allocated. As one of the methods of its formation the bibliotherapy is offered.

The author gives an example of using bibliotherapy to form the components of social intelligence.

Ключевые слова: социальный интеллект, младший школьный возраст, библиотерапия, художественная литература.

Keywords: social intellect, primary school age, bibliotherapy, imaginative literature.

Насколько правильно люди понимают поведение окружающих, взаимодействие с другими людьми, насколько благополучно они адаптируются к разным системам взаимоотношений, зависит от такой способности человека как социальный интеллект.

Читайте также:  Атеросклероз сосудов шеи: признаки и симптомы, лечение и код мкб-10

Социальный интел­лект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание их вербальных (речи), а также невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является фактором социальной адаптации личности, успешное протекание которой способствует личностному росту человека.

Социальный интеллект дает возможность человеку самому оценивать его положительные и отрицательные стороны, а так же необходим для эффективного межличностного взаимодействия.

Социальный интеллект – относительно новое понятие в психологии, которое находится в процессе развития и уточнения. Его ввел в психологию в 1920 году Э. Торндайк. Этим термином он обозначил дальновидность в межличностных отношениях [6]. В развитие теории социального интеллекта внесли вклад зарубежные психологи Г. Айзенк, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Олпорт, М.

 Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк. Среди отечественных психологов — Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, М.В. Молоканова, А.Л. Южанинова, Л.А. Ясюкова.

В их исследованиях установлено, что социальный интеллект важен в регуляции социального поведения; выступает как средство познания социальной действительности; объединяет познава­тельные процессы, связанные с отражением социальных объектов; обеспечивает разъяснение информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей, приспособление к различным отношениям между ними (семейным, деловым, дружеским); показывает, как человек взаимодействует с внешним миром; способствует решению и преодо­лению повседневных проблем, в т.ч. в общении с людьми.

Л.А. Ясюкова, исследуя социальный интеллект младших школь­ников, установила, что у младших школьников (7-9 лет) коммуника­тивная компетентность, которая делает более успешным общение ребенка с окружением. Взаимодействие с окружающими строится по принципу «буду дружить, потому что они хорошо относятся ко мне».

Умение анализировать ситуацию, свое поведение и поведение других, принимать решения сформированы в этом возрасте недостаточно. К 9‑11 годам у ребенка складывается система представлений о социуме. Стиль общения со сверстниками и взрослыми приобретает постоянство.

В связи с этим, для успешной адаптации младшего школьника в сменившейся социальной ситуации развития, необходимо формировать у него социальный интеллект [7].

В ходе анализа исследований вышеуказанных авторов мы выделили три компонента социального интеллекта, которые необходимо формиро­вать в младшем школьном возрасте: когнитивный компонент (понимание других людей, умение анализировать мотивы и прогнозировать послед­ствия своего поведения), эмоциональный (эмпатия, эмоциональная выразительность), коммуникативный (техника общения, коммуникативно-личностный потенциал, способность и готовность работать совместно, в группах).

Формирование социального интеллекта в младшем школьном возрасте может быть осуществлено методами библиотерапии.

Библиотерапия — применение специально подобранной для чтения худо­жественной литературы как терапевтического средства для решения личных проблем человека при помощи целенаправленного чтения [5].

Библиотерапия – процесс лечебно-педагогический, который направлен на развитие личности читателя. Художественная литература — сильный инструмент.

С помощью него можно воздействовать на мышление людей, на их характер, помочь в решении существующих проблем, сформировать их поведение. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средство воздействия на людей, существует множество. Например, чтение с последующим анализом произведения, дописывание истории, написание собственного рассказа [2].

Метод библиотерапии способствует изменению у детей и подростков:

  • самоотношения: формированию способности к объективной самооценке, укрепление адаптационных качеств, развитие самостоя­тельности, уверенности в себе, системы ценностей;
  • взаимоотношений с окружающими: формирование эмпатии, критического и адекватного восприятия положительных и отрицательных качеств других людей, навыков эффективного общения, способности к выбору конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций;
  • адаптации в социальной среде: возможности по налаживанию деловых контактов, организаторских навыков и умений, способности добиваться уважения сверстников и взрослых;
  • отношения к жизни: приобретение навыков принятия решения, способности концентрации и сохранения бдительности в экстремаль­ных ситуациях, приобретение и укрепление волевых качеств, развитие навыка положительной оценки реальности.

Основными механизмами изменений при использовании библио­терапии в работе с детьми и подростками являются идентификация с героями произведения и катарсис.

Для формирования компонентов социального интеллекта (когни­тивного, эмоционального, коммуникативного) мы выбрали книгу Г. Остера «Вредные советы».

Чтение стихотворных юмористических произведений и анализ поступков героев позволяет младшим школь­никам усваивать правила поведения в социуме.

Ниже представлена таблица, где подобраны и проанализированы стихотворения – «вредные советы» — для формирования компонентов социального интеллекта.

Таблица 1.

Подбор и анализ «вредных советов» для формирования компонентов социального интеллекта

Стихотворение Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Коммуникативный компонент
  • Девчонок надо никогда
  • Нигде не замечать.
  • И не давать прохода им
  • Нигде и никогда.
  • Им надо ножки подставлять,
  • Пугать из-за угла,
  • Чтоб сразу поняли они:
  • До них вам дела нет.
  • Девчонку встретил – быстро ей
  • Показывай язык.
  • Пускай не думает она,
  • Что ты в неё влюблён
Ребенок понимает, что такое поведение неприемлемо, и, если исполь­зовать его в повседневной жизни, то друзей будет очень мало. Чтобы признаться в симпатии не обязательно использовать предложенные автором методы. Здесь ребенок должен осознать, что добиться внимания со стороны противо­положного пола можно другими способами. Чтобы адаптироваться к социальной среде, необходимо уважать своего одноклассника.
  1. Не соглашайся ни за что
  2. Ни с кем и никогда,
  3. А кто с тобой согласен, тех
  4. Трусливыми зови.
  5. За это все тебя начнут
  6. Любить и уважать.
  7. И всюду будет у тебя
  8. Полным полно друзей
При тотальном, необоснованном несогласии с окружающими людьми дружест­венные взаимо­отношения будет непросто наладить Осознание ребенком, что уважение и любовь не заслужить таким образом. Беспричинное навешивание «ярлыков» так же не будет способствовать налаживанию отношений с одноклассниками
  • Если друг твой самый лучший
  • Поскользнулся и упал,
  • Покажи на друга пальцем
  • И хватайся за живот.
  • Пусть он видит, лёжа в луже, –
  • Ты ничуть не огорчён.
  • Настоящий друг не любит
  • Огорчать своих друзей
Не вежливо и некультурно показывать пальцем, смеяться над человеком, который попалв неприятную ситуацию. Ребенок осознает, что таким поведе­нием можно потерять друзей.
  1. Нужно уметь сочувствовать и поддерживать друзей в любой неприятной ситуации, даже самой нелепой.
  2. А так же, по возможности, контролировать свои эмоции, чтобы не поставить друга в неудобное положение.

Смех — неотъемлемая часть общения. Но только тогда, когда это уместно. Также нужно учиться выражать вербально свои чувства и эмоции.

  • Когда состаришься – ходи
  • По улице пешком.
  • Не лезь в автобус, всё равно
  • Стоять придётся там.
  • И нынче мало дураков,
  • Чтоб место уступать,
  • А к тем далёким временам
  • Не станет их совсем

Правила поведения в общественном транспорте необ­ходимо знать так же четко, как и ПДД. И если ты усту­паешь место взрослым людям, то не значит, что ты дурак, а совсем наоборот.

  1. Еще очень важно уважительно относиться к старшим и усту­пать им место в общественном транспорте.
  2. Важно не только уступить место в транспорте, но и не ругаться, не возму­щаться, когда тебя попросили сделать это.
  3. Будь вежлив с мамами друзей.
  4. Здоровайся, входя.
  5. Сердитых слов не говори.
  6. По пустякам не спорь.
  7. Ногами топать и кричать
  8. На мам чужих нельзя,
  9. Ведь есть у каждого из нас
  10. Для этого своя
  11. Правила пове­дения в гостях описаны верно, но не стоит забывать, что дома действуют такие же правила и нормы пове­дения.
  12. Все свои эмоции можно выразить вербально, не при­бегая к топоту, крику и спору.

Вежливо общаться нужно не только с мамами, но и со всеми окружающими людьми. Важно помнить такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», т. к. это основа уважения.

  • Если ты пришёл к знакомым,
  • Не здоровайся ни с кем.
  • Слов: «пожалуйста», «спасибо»
  • Никому не говори.
  • Отвернись и на вопросы
  • Ни на чьи не отвечай.
  • И тогда никто не скажет
  • Про тебя, что ты болтун

Если ты пришел в гости, то не стоит вести себя подобным образом. У окружающих может сложиться неправильное впечатлении.

Формирование чувств уважения и благодарности к хозяевам дома.

Знание и использование вежливых слов как норм поведения в отношениях с людьми

После чтения каждого стихотворения вместе с ребенком необхо­димо проанализировать модель поведения, которую представил автор.

Ребенок в процессе анализа осознает, почему эти советы «вредные» и что может произойти при их использовании в повседневной жизни. В результате работы младший школьник подбирает конструктивную стратегию поведения и взаимоотношения с окружающими людьми.

Это будет способствовать налаживанию крепких дружественных связей, обеспечивать успешную адаптацию ребенка в социальной среде.

Ниже приведен фрагмент занятия для младших школьников с использованием метода библиотерапии, которое направленно на формирование когнитивного компонента социального интеллекта:

 – Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с «вредными советами». Давайте все вместе прочитаем отрывок из одноименной книги Г. Остера и разберемся в их вредности (педагог-психолог читает стихотворение).

  1. «Если друг твой самый лучший
  2. Поскользнулся и упал,
  3. Покажи на друга пальцем
  4. И хватайся за живот.
  • Пусть он видит, лёжа в луже, –
  • Ты ничуть не огорчён.
  • Настоящий друг не любит
  • Огорчать своих друзей.»
  1. После чтения стихотворения он выясняет у детей как они поняли содержание стихотворения и задает вопросы, а учащиеся на них отвечают.
  2. – Какие чувства были у вас, когда вы слушали стихотворение?
  3. – Как поступил герой стихотворения, когда с его другом произошла эта неприятность?
  4. – Какие чувства он испытывал в этот момент?
  5. – Какие чувства в этот момент испытывал друг героя стихотво­рения, когда он упал?
  6. – А когда он услышал смех?
  7. – Как Вы думаете, что будет дальше происходить в отношениях между ребятами
  8. – Как по-другому можно было поступить в данной ситуации?
  9. После анализа данного стихотворения педагог-психолог подводит итог занятия и просит детей рассказать, что они усвоили, и какие правила поведения в отношениях между людьми они запомнили.

Таким образом, библиотерапия – это метод, который позволяет создать условия для развития компонентов социального интеллекта младших школьников с помощью литературы. От того насколько сфор­мированы компоненты социального интеллекта зависит успешность адаптации ребенка в среде школе.

Список литературы:

  1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985. — С. 426.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: 2002 Г.C. 178-186.
  3. Остер Г.Б. Вредные советы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=215784&p=1 (Дата обращения:13.12.2018).
  4. Психологический контакт библиотекаря с читателями: практич. пос-е / РГБ. – М., 1994. – 96 с.
  5. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.
  6. Смирновка Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности / Н.Л. Смирновка // Психологический журналец. — 1994. — №6. — С. 61-63.
  7. Ясюкова Л.А. Социальный интеллектуал детей и подростковый / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина ; Институтка психологии РАНа. – М. : [б.и.], 2017. – 181.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagogy/xvii/127177

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе



Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми, успешной адаптации к межличностным взаимоотношениям и социализации в целом.

В зарубежной психологии понятие «социальный интеллект», его функции и структура были разработаны Э. Торндайком, Г. Олпортом, Г. Айзенком, Дж. Гилфордом.

Читайте также:  Восстановление после инсульта: левая сторона и правая, возможно ли вернуть двигательные функции, если парализовало ноги и тело и как, каковы последствия паралича?

Впервые это понятие осветил Э. Торндайк в начале двадцатого века. Он определял социальный интеллект как способность взаимодействовать с людьми через понимание их поведения, дальновидность в межличностных отношениях. Социальный интеллект, с его точки зрения, является компонентом общего интеллекта наряду с конкретным и абстрактным интеллектами.

Г. Олпорт определял социальный интеллект как способность социально приспосабливаться к окружению, чему способствует прогнозирование вероятных реакций людей, а также быстрые, автоматические суждения о них. В его понятии это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в общении.

Г. Айзенк описал одну из наиболее распространенных моделей интеллекта, которая состоит из трех компонентов: биологического, психометрического и социального интеллекта. С его точки зрения, социальный интеллект — результат развития психометрического и биологического компонентов под воздействием социокультурных условий.

По Дж.

Гилфорду, социальный интеллект — это независимая от общего интеллекта система способностей, которая опирается на познание поведения и включает шесть факторов, позволяющих воспринимать поведенческую информацию: познание элементов поведения, познание классов поведения, познание отношений поведения, познание систем поведения, познание преобразований поведения и познание результатов поведения.

Социальный интеллект изучен так же рядом отечественных ученых: М. И. Бобнева (1979), Смирнова (1982), А. А. Кидрон (1983), А. Л. Южанинова (1984), Ю. Н. Емельянов (1987), Н. А. Аминов (1992), М. В.

Молоканов (1992), Н. А. Кудрявцева (1994), Е. С. Михайлова (Алешина) (1996), М. Л. Кубышкина (1997), А. П. Вяткин (2001), Г. П. Геранюшкина (2001), В. Н. Куницына (2003), М. А. Лукичёва (2004), А. И.

Савенков (2005), и другие.

Так, Ю. Н. Емельянов рассматривает социальный интеллект как устойчивую способность понимать самого себя, других людей и их взаимоотношения, основанную на мыслительных процессах, социальном опыте и аффективном реагировании. Эта способность также позволяет прогнозировать межличностные отношения.

По мнению М. И. Бобневой, социальный интеллект — это способность, которая формируется в процессе деятельности человека, помогающая усматривать и воспринимать сложные отношения в межличностном общении и социальной сфере.

А. Л. Юлжанинова также считает социальный интеллект способностью. Она описывается с точки зрения трех измерений: способности социальной перцепции, воображения и техники общения. Социальный интеллект проявляется через воздействие на поведение и состояние других людей, а также формирование у них различных психических свойств.

И. Ф. Баширов при изучении социального интеллекта в своей работе выделил ряд компонентов, которые входят в структуру социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный.

В подростковом возрасте каждый из трех компонентов формируется непосредственно в общении и основан на познании самого себя, собеседника и окружающего социума.

Когнитивный компонент представляет собой совокупность социального знания, социальной памяти, социального мышления и социального прогнозирования, а также перцептивные способности в общении.

Результатом сформированности когнитивного компонента является способность прогнозировать последствия поведения людей в определенных ситуациях, возможность предсказать то, что произойдет в дальнейшем, основываясь при этом на понимании логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Социальное знание основывается на понимании специальных правил и норм поведения. Социальная память выражается в запоминании имен и лиц, на что влияет факт увеличение объема памяти и ее интеллектуализация.

Социальное мышление — это умение определять чувства и настроение других людей, а также в умение анализировать поступки других людей, на что существенно влияет развитие формального и абстрактного характера мышления у подростков.

Также социальное мышление влияет на умение прогнозировать и формулировать собственный план действий и анализировать собственное развитие в процессе общения. Социальная перцепция заключается в понимании невербальных способов общения и умении слушать собеседника.

Эмоциональный компонент составляет социальная чувствительность и способность к саморегуляции. Результат сформированности эмоционального компонента — способность к обобщению и выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, а также рефлексия собственного состояния в различных ситуациях.

Эмпатия занимает особое место в подростковом возрасте и представляет собой способность эмоционально откликаться на проблемы другого человека.

Впечатления о человеке играют важную роль при построении общения с ним и достижении взаимопонимания.

Взаимоотношения у подростков складываются на основе личных предпочтений, на что влияют чувства, возникающие у них друг к другу в процессе общения. Это и есть социальная чувствительность.

Саморегуляция в подростковом возрасте выражается в форме самоконтроля — умении управлять своими чувствами и эмоциями, так как этот возраст характеризуется быстрой сменой настроения и легкой возбудимостью.

В коммуникативно-организационный компонент входит способность к социальной адаптивности и социальному взаимодействию. Результатом развитого коммуникативно-организационного компонента выступает понимание вербальных реакций человека в зависимости от контекста ситуации, умение взаимодействовать с ним и воздействовать на него через убеждение для налаживания контакта.

Развитая социальная адаптация предполагает активное приспособление подростка к условиям новой социальной среды и умение оказывать воздействие на окружающих: объяснять, убеждать и располагать к себе. На это так же оказывает влияние открытость в общении.

В подростковом возрасте активно формируется деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать контакты, планировать совместную деятельность и распределять между собой обязанности, что ведет к развитию социального взаимодействия.

Это способствует возникновению предпосылок к организаторским способностям

Цель проведенного нами исследования заключалась в определении уровня сформированности компонентов социального интеллекта у современных подростков — учащихся общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования являлись:

 подход Дж. Гилфорда, согласно этому подходу, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации;

 положения работ И. Ф. Башировым, в которых выделены три компонента, составляющих социальный интеллект: когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный.

Исследование осуществлялось с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта».

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Радужного. Исследуемую группу составили 15 подростков в возрасте 13 лет, из них 10 девочек и 5 мальчиков.

  • Результаты исследования представлены в таблице 1.
  • Таблица 1
  • Результаты исследования по методике
N п/п Шифр Возраст Пол Субтест №1 Субтест №2 Субтест №3 Субтест №4 Уровень социального интеллекта
1 ВТ 13 Ж 4 5 4 4 4
2 АА 13 Ж 4 4 4 4 4
3 ГА 13 Ж 4 4 3 4 4
4 ИЕ 13 М 4 4 3 4 4
5 АМ 13 Ж 4 4 4 3 4
6 КЕ 13 Ж 4 4 3 4 4
7 КД 13 Ж 4 3 4 3 4
8 ШЕ 13 Ж 3 4 3 4 4
9 РС 13 Ж 5 3 4 2 3
10 ВА 13 М 3 3 4 4 3
11 АА 13 М 4 3 3 4 3
12 ДП 13 М 4 3 4 3 3
13 СП 13 Ж 3 2 2 5 2
14 КА 13 Ж 3 3 3 3 2
15 ТА 13 М 3 2 1 2 2

Анализ полученных результатов позволяет оценить степень сформированности того или иного компонента социального интеллекта у подростков исследуемой группы.

У 66 % испытуемых получены высокие результаты по субтесту № 1 «Истории с завершением» и у 53 % по субтесту № 4 «Истории с завершением».

Это говорит об умении прогнозировать поступки людей на основе анализа ситуации, распознавать структуру межличностных отношений и понимать логику их развития, т.е сформированности когнитивного компонента социального интеллекта.

Низкие показатели по субтесту № 1 отсутствуют, а по субтесту № 4 составляют 13 % и выражаются в неумении правильно анализировать межличностные отношения и адаптироваться к ним.

По субтесту № 2 «Группы экспрессии» 46 % испытуемых показали высокие результаты, что рассматривается как сформированный эмоциональный компонент социального интеллекта. Они способны правильно понимать состояния, чувства и намерения людей. Получившие низкие показатели по субтесту № 2 (13 %) испытуемые плохо владеют пониманием невербальных средств общения.

Также 46 % испытуемых показали высокие показатели по субтесту № 3 «Вербальная экспрессия», они имеют сформированный коммуникативно-организационный компонент, что выражается в умении правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации и умение взаимодействовать с ними. Низкие показатели по субтесту № 3 (13 % подростков) говорят о том, что испытуемые плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения и это ведет к полному отсутствию взаимопонимания при общении.

Высокий уровень социального интеллекта, согласно полученным результатам, имеют 53 % испытуемых исследуемой группы.

Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, пониматься язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта выявлен у 20 % испытуемых. Они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Средний уровень социального интеллекта имеют 27 % испытуемых. Это средневыборочная норма социального интеллекта, которая обеспечивает социальную адаптацию личности и «гладкость» в отношениях с людьми.

В заключение необходимо сделать вывод о том, что социальный интеллект — это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности.

Сформированность компонентов социального интеллекта так же влияет на правильное восприятие межличностных отношений и ситуаций и регулирует социальное поведение, что позволяет подросткам адаптироваться к окружающей среде, приобрести собственный социальный статус и занять свое место в социуме.

Литература:

  1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — с. 111–131.
  2. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. канд. психол. наук. — М., 2006. — 181 с.
  3. Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дис. канд. психол. наук. — М., 2004. — 22 с.
  4. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е. С. Михайлова (Алешина). — СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 50 с. — ISBN5–7822–0002–2.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с. — ISBN 5–9692–0128–6.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, способность, умение, субтест, подростковый возраст, социальное мышление, общий интеллект, когнитивный компонент, исследуемая группа, испытуемый.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31702/

Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности

Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №6(11) Июнь, 2017

УДК 37.013.77

Дата публикации 26.06.2017

Потемкина Юлия СергеевнаСтудентка гр. 29ПО134, 4 курс, направление «Педагогическое образование. Начальное образование». Научный руководитель: Соловьева Е.А. к.п.н., доцент, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

Аннотация: Данная статья посвящена развитию социального интеллекта во внеучебной деятельности. Автор показывает, что внеучебная деятельность влияет на развитие социального интеллекта младших школьников.

А также, на основе исследования в образовательном учреждении, автор доказывает, что организованные учителем психолого-педагогические условия во внеучебной деятельности эффективно влияют на развитие социального интеллекта младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, интеллект, социальный интеллект, внеучебная деятельность

Development of social intelligence of younger school students in extracurricular activities

Читайте также:  Менингит у детей: симптомы, как начинается, как распознать первые признаки и определить в домашних условиях

Potemkina Yulia SergeyevnaStudent of group 29PO134, 4 course, direction «Pedagogical education. Primary education». Research supervisor: Solovyova E. A., candidate of psychological science, sassociate professor, Institute of Psychology and Education of Tyumen State University, Russian Federation, Tyumen

Abstract: This article is devoted to development of social intelligence in extracurricular activities. The author shows that extracurricular activities influence development of social intelligence of younger school students.

And also, on the basis of a research in educational institution, the author proves that the psychology and pedagogical conditions organized by the teacher in extracurricular activities effectively influence development of social intelligence of younger school students.

Keywords: development, younger school student, intelligence, social intelligence, extracurricular activities

Проблема развития социального интеллекта в последнее время привлекает все большее внимание исследователей.

Данная проблема обуславливается ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека адаптации к обществу, умения улучшать деятельность в различных жизненных ситуациях.

Являясь когнитивным компонентом  коммуникативных способностей личности, социальный интеллект гарантирует правильную оценку текущей ситуации в общении, благодаря чему возможно адекватное и успешное социальное взаимодействие с людьми.

Понятие социального интеллекта, впервые было введено в психологию в начале XX века Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».

Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей, или поступать мудро в отношении других» [6,С.15].

 В современной науке социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, независимая от фактора общего интеллекта, связанная с познанием поведенческой информации, определяющая успешность общения и социальной адаптации личности [2,С.435].

Исследования различных зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Дж. Гилфорда, Э. Торндайка, Г. Олпорта, Р. Селмана, М.И. Бобневой, Ю.Н. Емельянова, Ю.Н. Куницыной, Е.С. Михайловой, Д.В. Ушакова, A.JI. Южаниновой и других дали возможность выявить в процессе анализа основные взгляды на природу социального интеллекта [6,С.11].

Проанализировав представления о социальном интеллекте различных зарубежных и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что единого подхода к данному определению в психологии на данный момент не существует. Как правило, исследователи, работающие, в данном направлении строят свои теории, относительно одного или небольшого количества аспектов социального интеллекта.

Тем не менее, можно выделить, что единым для многих теорий является, что социальный интеллект – важное условие адекватного реагирования на социальные ситуации, как в познавательной, так и практическо — функциональной деятельности личности.

Он представляет собой когнитивную составляющую коммуникативных способностей личности.

А так же то, что социальный интеллект собой набор индивидуально-личностных качеств , которые выражаются в формировать к самому себе, итоги своей , понимать как свое поведение, так и окружающих людей, а успешно адаптироваться в мире [5].

Многие на сегодняшний особо отмечают социального интеллекта, Дж. Гилфордом в 60-е гг. ХХ в. Дж. автор надежного теста, для социального интеллекта. Дж. рассматривал социальный как: «систему способностей, независимых от общего интеллекта и , прежде всего, с поведенческой » [2,С.450].

Возможность социального интеллекта из его общей модели интеллекта. Социальный интеллект, так же, как и общеинтеллектуальные , может быть в пространстве трех : содержание, , результаты. Дж. Гилфорд  ил одну операцию – , и сосредоточил свои исследования на поведения. Эта способность включает 6 факторов:

  1. По элементов поведения – выделять из контекста иневербальную поведения (способность, к выделению «фигуры из » в гештальт-психологии).
  2. Познание поведения – распознавать общие в некотором потоке или ситуативной информации о .
  3. Познание поведения – способность отношения, существующие единицами информации о .
  4. Познание поведения – способность логику развития ситуаций взаимодействия , смысл их в этих ситуациях.
  5. Познание поведения – способность изменение значения поведения ( или невербального) в разных ситуационных контекстах.
  6. Познание результатов – способность предвидеть поведения из имеющейся информации[2,С.459].

Дж. Гилфорд предсказывает, что в его интеллекта не менее 30 , относ к социальному интеллекту. из них относятся к пониманию , некоторые к продуктивному в области и некоторые к его оценке. и то, что Дж. Гилфорд особо , что «понимание поведения людей и себя имеет в степени невербальный  характер» [5].

Актуальность и необходимость исследований развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте, как непростого, разноаспектного социально – психологического образования обуславливается малой освещенностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе и очевидной ее социальной важностью, тем более на современном этапе становления общества.

В младшем школьном возрасте сложность социального становления ребенка является очевидной по причине особых черт социальной ситуации развития ребенка.

Содержание программ начальной школы не включает в себя  специальные разделы, позволяющие беспрерывно и на различном уровне сложности формировать у ребенка гибкие навыки социального поведения.

Основное  внимание, как и прежде, уделяется развитию общего интеллекта.

В начальной школе, когда ведущей деятельностью детей является учебная деятельность, социальный интеллект продолжает активно формироваться.

Младший школьный возраст является сензитивным для формирования нового практикоориентированного  подхода к обучению, поскольку у учеников еще не сформировалось стойких стандартов получения и применения знаний, сильна познавательная мотивация.

В силу возрастных особенностей младшие школьники очень чувствительны и эмоциональны, а основу социального интеллекта, как известно, составляют эмоции и переживания. Поэтому уделять целенаправленное внимание развитию социального интеллекта  особенно важно в образовательном процессе начальной школы [1,С.91].

Большую роль в развитии младшего школьника играет не только учеба, но и внеучебная деятельность. Участие во внеучебной деятельности создает оптимальные условия для раскрытия творческих способностей, разностороннего личностного развития детей, способствует  формированию коммуникативных умений и навыков, а значит, и социального интеллекта.

Внеучебная деятельность – это совокупность видов деятельности , в которой , в соответствии с программой , задачи воспитания и , формирования универсальных действий,  интересов [7].

Внеучебная деятельность может включать в себя разнообразные виды деятельности в более свободной форме, а также является наиболее интересной и намного легче воспринимается школьниками. Именно внеучебная деятельность обладает большим потенциалом для  успешного формирования коммуникативных способностей, составляющих основу социального интеллекта.

В Базисного учебного общеобразовательных учреждений Федерации основные направления внеучебной  деятельности: спортивно — оздоровительное,  художественно —  эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, полезная , проектная деятельность [3].

Виды и направления внеучебной деятельности следующим образом[3]:

  • во-первых, очевидно, что ряд совпадают с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, деятельность, художественное );
  • во-вторых, направления, как военно-патриотическое, деятельность могут, реализованы в любом из видов деятельности. По сути , они представляют собой приоритеты при орган внеучебной ;
  • в-третьих, направление, с общественно-полезной деятельностью, быть опредмечено в видах деятельности, как социальное и трудовая (производственная) ;
  • в-четвертых, такие для развития виды внеучебной , как игровая и туристско-краеведческая, не прямого отражения в , что обостряет их исчезновения из школьной .

В процессе реализации внеурочной деятельности использовать организационные формы [3]:

  • (исследовательские   объединения,    , конференции, праздники, и др.);
  • групповые ( клубы, проблемные группы, по интересам, коллективные дела, тренинги и др.);
  • индивидуальные(написание  , выполнение творческих ,   общественных   поручений,       «Портфолио», достижений, на конкурсах и др.).

В содержании внеучебных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, , игр и т.д., а так же в деятельности различных , секций, и других форм образования, обязательно быть отражены ценности.

Базовые ценности должны, отражены в содержании воспитательных мероприятий: , викторин, , игр и т.д., а также в деятельности , секций, клубов и форм дополнительного образования. Основной единицей внеучебной является культурная – организуемое педагогами и культурное , участие, в котором их опыт конструктивного, о, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Таким образом, мы рассматривать обозначенные направления внеучебной как содержательный ориентир при соответствующих программ, которые способствовать развитию интеллекта у младших .

Для подтверждения эффективности влияния внеучебной деятельности на уровень социального интеллекта учащихся младших классов, нами было проведено исследование на базе образовательного учреждения города Тюмени МАОУ СОШ № 27, среди учащихся 4 «В» класса.

В ходе констатирующего этапа исследования нами была проведена  психодиагностическая методика Дж. Гилфорда Тест – «Социальный интеллект» в 4 «В» классе.

На рис. 1 можно рассмотреть и результаты уровня интеллекта, а именно, по каждой из 4-х факторов социального : познание классов, систем, преобразований и результатов.

Рисунок 1. Результаты констатирующего уровня сформированности социального интеллекта у их школьников с    использованием Тест – «Социальный Дж. Гилфорда, (nэ = 27; ) 

На результатов каждого из 4-х , мы определили уровень развития интеллекта (интегрального познания поведения), представлен  на рис. 2.

      

Рисунок 2. Результаты констатирующего исследования   сформированности социального у младших школьников с методики – «Социальный интеллект Дж. Гилфорда, (nэ = 27; 13.02.2017)

Результаты этапа исследования в 4 «В» показали, что: из 27- учащихся: у 5-и человек (18 %) уровень развития интеллекта, у 8-и человек (30 %) уровень, и у 14- (52 %)  низкий уровень.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно вывод, что половины учащихся 4 «В» имеют низкий сформированности социального .

Формирующий этап в себя развитие интеллекта младших во внеучебной деятельности, а   для того, улучшить уровень интеллекта учащихся в 4 «В» , нами была и реализована программа направленная, на социального интеллекта во деятельности младших школьников. Психолого-педагогическая программа, разработана нами в соответствии с ФГОС НОО.

Программа включает в себя различные занятия в соответствии с концепцией Дж. Гилфорда, направленные  как на развитие определенной способности, так и на развитие социального интеллекта в целом.

В программе использованы формы внеучебной деятельности, такие как:  конкурс, викторина, экскурсия и коллективно-творческая деятельность, тренинг,  которые так же способствуют развитию социального интеллекта младших школьников.

На контрольном этапе  исследования,   была  определена результативность разработанной и реализованной нами психолого-педагогической программы направленной на развитие социального интеллекта во внеучебной деятельности (рис.3,4).

На рис. 3 подробно рассмотреть и результаты уровня интеллекта на контрольном исследования, а именно, рассмотреть по каждой из 4-х структуры социального : познание классов, , преобразований и поведения.

Рис. 3  Результаты исследования уровня  социального у младших школьников с методики Тест – « интеллект Дж. Гилфорда,  (nэ = 27; .2017)

На основе композитной оценки, мы определили общий  уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) на контрольном этапе исследования, который представлен на рис.4.

Рис. 4  Результаты исследования уровня социального у младших школьников с методики Тест – « интеллект Дж. Гилфорда, (nэ = 27; .2017)

Результат контрольного этапа уровня социального   в 4 «В» показали следующие : из 27-и : у 10-и человек (38 %) уровень социального , у 12-и человек (44 %) уровень социального интеллекта и у 5-и  (18 %) низкий уровень интеллекта.

Результаты контрольного этапа исследования показали улучшенную динамику, а это значит, что нам удалось повысить уровень социального интеллекта в 4-ом «В» классе.

Данные экспериментального исследования показывают, что разработанная и реализованная психолого-педагогическая программа повысила уровень социального интеллекта в 4 «В» классе.

То есть данную программу можно применять во внеучебной деятельности для развития социального интеллекта младших школьников.

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/razvitie-sotsialnogo-intellekta-mladshikh-shkolnikov-vo-vneuchebnoj-deyatelnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector