Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

  • После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.
  • Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.
  • Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Виды мозгового инсульта

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.
  1. Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.
  2. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.
  3. Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.
  • Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.
  • Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.
  • Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.
  • Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.
  • Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

  1. После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.
  2. Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

  3. В этот период родственникам рекомендуется:
  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт

Источник: https://noalone.ru/infocentr/zdorove/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Читайте также:  Таблетки от головокружения: лекарства и названия препаратов, что выпить для лечения

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

  • Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
  • Как улучшить и сохранить память
  • 8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях Никита Гайдуков Об авторе

Образование: Студент 4 курса медицинского факультета №1 по специальности «Лечебное дело» Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова.

Опыт работы: Медицинская сестра кардиологического отделения Тячевской районной больницы №1, генетик/молекулярный биолог в лаборатории Полимеразно-цепной реакции при ВНМУ им. Н.И. Пирогова.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/18498-kak-vosstanovit-rech-posle-insulta-uprazhnenija-medikamentoznye-i-narodnye-sredstva.php

Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи.

Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая.

Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Виды патологии

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхВ зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Восстановление речевых способностей

  • Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхКак восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?
  • Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.
  • В 70% случаев этот процесс является очень медленным.
  • Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.
  • Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.
  • Основные правила, которых необходимо придерживаться:
  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.

Использование лекарств

  1. Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхНекоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.
  2. Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.
  3. Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.
  4. Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:
  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.
Читайте также:  Офтальмоплегическая мигрень: что это за заболевание, какие формы может принимать и как лечить офтальмологический вид?

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

  • Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхМожно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?
  • Это практически не реально.
  • Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.
  • Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.

Источник: https://doktor-ok.com/zabolevaniya/golovnogo-mozga/insult/vosstanovlenie-rechi.html

Восстановление речи после инсульта урок 1

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Общие правила и рекомендации

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий.

Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия.

Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Причины нарушения речи при инсульте

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

  • Глиатилин;
  • Цераксон;
  • Актовегин;
  • Мексидол.

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
  2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
  3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

Со звуком “Б”:

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Со звуком “П”:

  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Со звуком “Л”:

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Со звуком “В”:

  • Вавилу ветрило промоклосквозило.
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

  • шишки сосны;
  • калина;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • земляника;
  • календула.

Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

Читайте также:  Мультифокальный атеросклероз: что это такое, код в мкб-10 и лечение

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.

Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Источник: https://koms24.ru/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-urok/

Восстановление речи после инсульта: упражнения в домашних условиях

При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

СОДЕРЖАНИЕ:

Почему пропадает способность разговаривать

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

  • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
  • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
  • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
  • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
  • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Методы восстановления нарушенных речевых функций

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

Можно ли восстановить речевые функции полностью?

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Медикаментозная терапия

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

  • Глиатилин;
  • Цераксон;
  • Актовегин;
  • Мексидол.

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Упражнения для улучшения дикции

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

Скороговорки для восстановления речи

Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
  2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
  3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

Со звуком “Б”:

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Со звуком “П”:

  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Со звуком “Л”:

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Со звуком “В”:

  • Вавилу ветрило промоклосквозило.
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

Применение народных средств

В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

  • шишки сосны;
  • калина;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • земляника;
  • календула.

Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

Помощь логопеда после инсульта

Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

  • оценка речевых нарушений;
  • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
  • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

Вспомогательные инструменты

На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

Источник: https://sosudyinfo.ru/insult/vosstanovlenie/rech-posle-insulta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector