Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста — дошкольника и обучающегося в сш, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Лиана Хазиахметова

Каким умным ни был бы ребенок, есть качества, без которых ему будет тяжело добиться успеха в жизни. Да что там успеха — они необходимы для обычного человеческого счастья. Эти качества входят в понятие «эмоциональный интеллект».

Успех и счастье не найти в таблице Менделеева и математических формулах, и EQ, как сокращенно называют эмоциональный интеллект, психологи уделяют все больше внимания.

Человек с развитым уровнем «чувственности» может наладить контакт с любым, даже трудным в общении коллегой, он ценит близких, понимает свои и чужие чувства, умеет дружить и любить.

Что происходит с эмоциями школьников

Психолог Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» рассказывает, что определяет чувства школьников в возрасте от 8 до 12 лет.

В школе дети начинают входить в большие социальные группы и подпадать под их влияние. Если в детском саду они не замечали, кто из сверстников входит, а кто не входит в группу, то теперь ситуация меняется. В этом возрасте у детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями.

Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому,что они делают.

Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями.

Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от восьми до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно.

На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы.

Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками.

Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
Влияние коллектива не избежать. Источник

«Хладнокровное» отношение к взаимоотношениям со сверстниками может ввести в заблуждение родителей, которые были хорошими эмоциональными воспитателями.

Наша работа с родительскими группами показала, что мамы и папы часто ошибочно считают, что все, что требуется сделать их детям в случае конфликта со сверстниками, — это поделиться своими чувствами с другим ребенком и прийти к соглашению.

Такая стратегия хорошо работает в дошкольных учреждениях, но в школе, когда проявление эмоций считается социальной помехой, она может закончиться катастрофой. Дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, становятся достаточно проницательными, чтобы это понять. Они умеют распознавать сигналы своих сверстников и действовать соответствующе.

Ближе к десяти годам многие дети становятся значительно более способными к логическим рассуждениям. Дети зачастую реагируют так, будто у них не головы, а компьютеры. Скажите девятилетнему ребенку «подними носки» — и он может их поднять, а затем положит на место, объяснив это тем, что ему «не говорили их убрать».

Дерзость и издевательство над миром взрослых характерны для детей, которые видят жизнь в черно-белом цвете или все делят на правильное и неправильное. Взрослых ребенок считает лицемерами, так что любимой «эмоцией» ребенка закономерно становятся издевательство и неуважение к взрослым.

Из всех этих суждений и оценок рождается его собственная система ценностей.

В этом возрасте вашего ребенка волнуют мораль и справедливость, поэтому он может придумать себе «чистые миры», где все люди равны, нет места нацизму или войне и где не может быть тирании. Ребенок может начать презирать мир взрослых с его зверствами, такими как работорговля или инквизиция. Он сомневается, он бросает вызов, он начинает думать самостоятельно.

Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников.

Например, ваша дочь может отстаивать право человека на свободу выражения мнения и одновременно ограничивать свой гардероб одним стилем кофт.

Она может быть глубоко обеспокоена жестоким обращением с животными в косметической промышленности и одновременно принимать участие в заговоре, чтобы не дать однокласснику участвовать в баскетбольном матче.

Как родителям реагировать на такую непоследовательность? Готтман советует не обращать внимания и считать это время периодом исследований.

Знайте, что строгое соблюдение зачастую деспотичных правил, диктуемых сверстниками, — это часть нормального и здорового развития.

Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
Дети в школьные годы учатся взаимодействовать друг с другом. Источник

Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность.

Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать.

Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников,такое поведение нормально.

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева.

Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например,можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения.

Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя как, другие дети, глупо.

Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом.

(«Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье.

Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

Как развивать EQ

Развивать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте. «Задача родителей — научить детей замечать, понимать, осознавать свои чувства и называть их. Наши эмоции — это сигнал организма на какую-то ситуацию, поэтому важно „ловить“ эти сигналы и не игнорировать», — говорит детский психолог Екатерина Ильичева.

Екатерина предлагает развивать EQ у младших школьников с помощью игр. Вот варианты совместных веселых занятий.

  • Изображайте, показывайте разные эмоции перед зеркалом. Продемонстрируйте злость, радость, обиду. Пусть ребенок покажет то, как он чувствует эти эмоции.
  • Произносите фразы с разным настроением и попросите ребенка угадать эмоциональный окрас. Как было это произнесено? Грустно, серьезно, а может быть, весело и радостно?
  • Полезно рисовать эмоции.
  • Слушайте разную музыку и рассуждайте с ребенком, какое настроение передает мелодия.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
Слушая любимую музыку подростка, вы будете с ребенком на одной волне. Источник

  • Проигрывайте реальные ситуации на игрушках. Например, ребенок выпрашивал что-то в магазине. Дома поиграйте в магазин с любимыми игрушками. Пусть кукла Маша начнет вести себя так, как ваш ребенок. Спросите, что, по его мнению, чувствует мама куклы. Что чувствует сама Маша. Ребенок во время такой игры посмотрит на себя со стороны.
  • Читая вместе книги, вы можете поговорить с ребенком об эмоциях героев.
  • Попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Пусть он поставит себя на место героев. Таким образом ребенок будет учиться эмпатии, сопереживанию, а также разовьет фантазию и воображение.

«Расскажу об одной из самых распространенных родительских ошибок, — говорит Екатерина. — Мы часто запрещаем детям чувствовать, пытаясь их утешить. Но вместо того, чтобы успокоить ребенка, получаем эффект „затопления“ эмоций.

Мы обесцениваем чувства фразами: „Не плачь, ничего страшного не произошло“, „Это не стоит твоего внимания“, „Успокойся, не расстраивайся из-за ерунды“. Таким образом, мы не даем ребенку осознать свои чувства, понять, что он испытывает на самом деле.

Давайте детям обратную связь с самого маленького возраста. Например, если ребенок упал, скажите: „Я вижу, что ты плачешь и тебе больно. Давай я тебя утешу“. Если ребенок злится и крушит все вокруг, не надо кричать.

Обозначьте его чувства и дайте возможность выплеснуть их конструктивно, например, порвать газету или поколотить подушку».

Екатерина подчеркивает, что развитый эмоциональный интеллект должен быть прежде всего у родителей. Если вы чувствуете, что не обладаете эмпатией, способностью сопереживать, начните с себя. Тогда вы сможете развить у ребенка умение проживать свои эмоции, конструктивно их выражать.

«Родителям стоит заняться саморазвитием, — считает Екатерина. — Попытаться понять себя с помощью книг, фильмов, психолога. Можно вести дневник эмоций, где записывать, какие чувства вызывают определенные ситуации. Это, конечно, труд. После того как разберешься в себе, можно переходить на других людей и пытаться понять их».

Игра для взрослых и детей

С новой игрой «Мириады» можно развивать эмоциональный интеллект родителям и детям вместе! Суть игры — угадывать эмоции и подбирать ассоциации. Выигрывает самый «чуткий» участник. В коробке — игровое поле, 80 карточек с символами, 40 карточек с вопросами и фишки.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
В коробке — мириады эмоций!

Вот что рассказывает об игре соавтор Юлия Петропавловская.

«Наша игра побуждает делиться друг с другом эмоционально насыщенными воспоминаниями, ассоциациями, впечатлениями. Благодаря „Мириадам“ можно узнать, например, как тебя видят другие и верно ли ты сам интерпретируешь эмоции близких людей.

Так, я с удивлением обнаружила, что для своих бывших однокурсниц являюсь образцом перфекционизма, тогда как на работе у коллег вызываю абсолютно противоположное впечатление босса с горячей головой.

Играя, ты учишься делиться страхами и тревогами, получаешь поддержку и понимаешь, что вовсе не одинок, узнаешь свои сильные стороны и даришь уверенность другим».

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
Пример карточки с вопросами

Вопросы на карточках подталкивают к размышлениям. Игроку предстоит понять, что или кто его вдохновляет. Часто ли он обижается, и какая обида была недавней. Какие три желания игрок загадал бы Золотой рыбке. «Мириады» — это не просто игра с целью победить.

Это еще и познание себя, а также тех, кто находится с тобой за одним игровым столом. Благодаря карточкам можно с разных сторон проанализировать свои отношения с другими игроками. Например, вспомнить, как вы познакомились, назвать качества своих соседей по игре, обнять какого-то из них.

«Мириады» невероятно сближают всех вовлеченных в игру, поэтому идеально поиграть с семьей.

«Игра задумывалась как семейная — в нее должно быть одинаково интересно играть и взрослым между собой, и членам семьи с детьми от восьми лет, — продолжает Юлия. — Задания побуждают игроков считывать и называть эмоции.

Ребенок постепенно знакомится с понятиями, узнает разницу между „грустью“ и „разочарованием“, „нежностью“ и „симпатией“. Мы специально не помещали в игру никаких списков чувств и эмоций, из которых можно было бы выбирать.

Игроки сами размышляют о том, с какими эмоциями у них ассоциируются изображения на карточках, и обогащают друг друга».

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы
Пример карточки с эмоциями

Карточки с чувствами сделаны в необычном стиле. Иллюстратору Софье Игиновой близка тема эмоционального интеллекта.

«Я всей душой болею за повышение психологической грамотности и популяризацию психологии, много читаю об этом, собираю материалы, слежу за тем, что происходит в сфере психологии и сама хожу к психологу, — говорит она.

— И мне нравится разбираться в психологии искусства — это такой интерес на стыке моей профессии и хобби.

Пока я рисовала каждую отдельную карточку с эмоцией, заметила, что занимаюсь своеобразным актерским мастерством за монитором — кривляюсь, пытаюсь вжиться в образ, представить, прочувствовать. Это затягивало :)».

«Мириады» отличаются от многих других игр тем, что она подходит для разных компаний — детской, взрослой или смешанной. Интересно и полезно будет всем!

Читайте также:  Ишемический инсульт: обширный, мультифокальный, тромботический, левого полушария головного мозга и другие подтипы по классификации, острый период и иные стадии

Игры «Мириады» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только игра придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые покупатели смогут приобрести ее со скидкой!

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/16/kak-razvivat-emocionalnyj-intellekt-u-shkolnikov/

Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника

Skip to contentЭмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

// Ребёнок в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 83—85.

Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета Нгуен Минь Ань продолжил своё исследование (на базе МДОУ № 138, г.

Воронеж) с целью разработать методический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. В инструментарий были включены анкета для воспитателей и родителей и набор диагностических методик для детей.

Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы Анкеты анализируются психологом, и поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения с другими педагогами составляется «эмоциональный портрет» ребёнка.Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека), а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.

Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л.С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг), согласно которым в детских рисунках прослеживаются определённые закономерности:

    ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле;
    ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете;
    детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словестных методик и тестов;
    во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом. Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы Обработка результатов. • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; • 1 балл – изображено человеческое лицо;

• 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

  • Уровень развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла;
  • • Высокий: 3 – 6 баллов

Проективная методика «Три желания»

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.

Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».

  1. Обработка результатов. • 0 баллов – рисунок отсутствует; • 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;
  2. • 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».
  3. Уровень развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 – 3 балла • Средний: 4 балла
  4. • Высокий: 5 – 6 баллов

По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возраста характерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т.д.).

Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта: – Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег. – Почему? Ей не хватает денег? – Да, и потому что она много работает. – А второе желание? – Чтобы у папы был мешок денег.

– Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает? – Да. – И третье желание? – Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег. – А зачем тебе деньги? – Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату. – Для чего им нужны сотовые телефоны? – Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов.

– Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя?

– Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.

Методика «Что – почему – как»

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек:

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила.

А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно.

Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков:

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал.

Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов.

Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей. Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно». • 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;

  • • 2 балла – конструктивное решение проблемы.
  • Варианты конструктивного решения: — старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям; — старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
  • — старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
  • «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса. • 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»

Как бы ты поступил(а) в такой ситуации? • 0 баллов – ответ отсутствует. • 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

  1. • 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
  2. Уровни развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 – 2 балла; • Средний: 3 – 4 балла;
  3. • Высокий: 5 – 6 баллов.
  4. (Все представленные методики проверены на надёжность и валидность в диссертации Нгуен Минь Ань (2008)

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Источник: https://andreeva.by/diagnostika-urovnya-razvitiya.html

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.

А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат.

Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Читайте также:  Уход после инсульта за больным пациентом: лежачим и нет, в домашних условиях и стационаре, сестринская забота и как ухаживать за парализованным, пожилым человеком?

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/

Развитие эмоционального интеллекта (упражнения для тренировки) у дошкольников, школьников и подростков

Эмоциональный интеллект ребенка разного возраста - дошкольника и обучающегося в СШ, подростка: как вам развить его eq и особенности, диагностика, занятия и приемы

Обладать умением разбираться в своих чувствах, а также распознавать эмоциональное настроение окружающих людей – это и есть эмоциональный интеллект ребенка, который является залогом счастливой жизни. Именно поэтому так важно уже с малых лет развивать эту способность.

Как вырастить полноценную личность с высокими коммуникативными способностями и умением сопереживать? Предлагаем ознакомиться с эффективными способами.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Многие ученые, занимающиеся вопросами детского развития, пришли к единодушному выводу, что чем раньше начинается развитие эмоционального интеллекта у дошкольников, тем комфортнее он будет чувствовать себя в жизни. Следовательно, к занятиям следует приобщать малышей уже дошкольного возраста, чтобы выработать у них следующие навыки:

  • понимание собственных чувств;
  • умение управлять ими;
  • выявление положительной мотивации, веры в себя;
  • распознавание эмоционального фона других людей;
  • развитие искусства общения, установление социальных контактов.

Важно! Помимо родителей, большую роль в становлении эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста играет воспитатель.

Никоим образом он не должен способствовать погашению чувств, поскольку такое отношение может вызвать чувство апатии и формирование патологического поведения.

Развитие навыков взаимодействия дошкольников друг с другом, установки коммуникации способствует проведение коллективных занятий в детском саду.

Психологи об эмоциональном интеллекте

Еще несколько лет назад о понятии эмоционального интеллекта мало кто знал. Сегодня же оно широко используется прежде всего детскими психологами, которые детально разбираются в этой теме, рассказывают о влиянии эмоционального интеллекта на своих мастер классах родителям детей. Одним из таких специалистов является Виктория Шиманская.

Из ее лекций становится понятно, что миссия родителей – научить ребенка дружить с эмоциями для эффективного контактирования с окружающим миром.

Чаще всего первостепенное внимание уделяется формированию интеллекта, в то время как эмоциональный фактор игнорируется, а ведь работать над эмоциями нужно начинать матери, будучи еще беременной, тогда шансы воспитать социально успешную личность возрастают многократно.

  Все об аутическом складе ума

Способность к восприятию мира с задействованием пяти чувств – это важный момент, требующий выработки и применения во взрослой жизни. Для этого используют метод «тактильных сказок», рассказываемых мамой, при этом применяются подручные средства. Кисточка для пудры, погремушка, пушистый кусочек меха – все это может быть задействовано в процессе рассказа.

Сказкотерапия – еще одна эффективная методика для обучения детей дружбе, общению с миром. Разыгрывание доброго сценария, где положительные персонажи главенствуют, избавляет ребенка от детских страхов.

Чтобы раскрыть все возможности эмоциональной сферы, ребенок погружается в игровой процесс с пятью этапами. Каждый из них направлен на освоение взаимодействия и заключается в:

  • осознанности;
  • мотивации;
  • самооценке;
  • интеллекте;
  • самореализации.

Важно! Учитывая тот факт, что ребенок во всем берет пример с родителей, не лишним будет вместе с ним работать над своими эмоциями. В процессе обучения помимо положительных чувств следует понять необходимость негативных эмоций, а также правильно преподнести эту истину своему чаду.

Эмоциональный интеллект младших школьников

Находясь в окружении других людей, для детей важно ощущать свою социальную компетенцию, получать знания в процессе общения. Главный упор в процессе обучения младших школьников делается на развитие памяти, восприятия, а также умение выстраивать взаимоотношения.

Невысокий уровень эмоционального интеллекта учеников может быть причиной агрессии, пониженного интереса к учебе. И наоборот, хорошо развитым детям характерно проявление эмпатии, успешная адаптация в школе, позитивное настроение.

Для того, чтобы сформировать эмоциональный интеллект младших школьников, проводится коммуникативная деятельность, используются упражнения с игровыми приемами. Как правило, начальный этап игрового процесса охватывает идентификацию чувств, ознакомление ребят со всем их спектром. При этом происходит развитие наблюдательности, произвольности, воображения.

Чтобы эмоции положительно влияли на мышление предусмотрен второй этап игрового упражнения. Он позволит выработать способность понимать чувства, ссылаясь на схематические изображения, объединять их в один сюжет.

  Все о синтетическом складе ума

Третий этап направлен на понимание детьми эмоционального фона. Задание состоит в следующем – послушав набор слов, ребенок убирает одно лишнее из них, а затем объясняет свой выбор.

На завершающем этапе ребята учатся выразительности речи. Учителем называется фраза, к примеру «У меня большой дом», которую дети повторяют с определенной эмоцией (восторженно, радостно, удивленно).

Как показывает практика, такие занятия значительным образом влияют на развитие эмоционального интеллекта у детей. Самостоятельная оценка своих поступков и умеренный самоконтроль также будут полезны для идентификации чувств.

Что говорит наука

На основе проводимых экспериментов было установлено, что связь интеллекта с социальным миром опосредована. Уровень интеллекта не является определяющим фактором для особой способности, развивающейся с самого рождения, которой является понимание мира.

Важно! Согласно научным исследованиям, раскрытие внутренних состояний происходит у маленьких детей интенсивнее.

Этот процесс, имеющий накопительный характер, лежит в основе социализации, нравственных устоев, культурных традиций.

Понимание мира чувств, мыслей, а также намерений других людей позволяет 5-летнему ребенку, научиться обманывать, манипулировать чувствами, распознавать иронию и юмор.

Упражнения для развития ЭИ школьников

Существует несколько специальных техник, направленных на формирование правильного отношения к эмоциям. Эффективными на практике окажутся:

Коробочка эмоций

Мама создает так называемую «коробочку счастья» с предметами, которые ассоциируются со счастьем при визуальном и слуховом восприятии, вкусовых ощущениях, осязании, обонянии.

К примеру, с весельем визуально ассоциируется улыбка, сладкая клубника говорит о приятном вкусе. После показанного примера коробочка создается уже вместе с ребенком, обговаривается каждый элемент.

Проговаривая эмоцию

В основе упражнения лежит фраза: «Я чувствую… я хотела бы». Если применять эту формулировку на примере общения со школьником, она может быть следующей: «Я радуюсь, что ты делаешь успехи в школе. И я хотела бы, чтобы ты продолжал учиться прилежно. Давай вместе выполним домашнее задание».

  Как быстро выучить билеты ПДД

Что я чувствую сегодня

Выработать осознанность и принятие чувств научит игра, где школьник самостоятельно выбирает эмоцию дня. Сегодня – это радость, завтра – восторг.

Для упражнения необходимо подобрать картинки с эмоциями любимого героя ребенка, которыми он будет пользоваться для определения собственного состояния.

Фотоальбом

Суть методики заключается в создании фотографий, обозначенных определенной эмоцией. Например, «Эта башня, как большая игрушка из конструктора – надо с ней поиграть». Занимаясь таким образом с фотографиями, можно создать интересную историю.

Художники

После ознакомления с выбранной учителем картинки, школьникам предлагается показать эмоции от увиденного изображения красками на бумаге. Выбранный школьником цвет расскажет о его восприятии.

Как вырастить ребенка счастливым и успешным

Знакомство с миром чувств связано с эмоциями мамы – счастье, удивление, недовольство. Эти настроения быстро считываются ребенком и в дальнейшем влияют на получение и использование знаний.

Большую важность для восприятия окружающей действительности несут сенсорные системы. Через определенные ароматы или фактуры он воспринимает мир.

Существует еще одна методика по раскрытию мировосприятия. Ее смысл заключается в том, чтобы смотреть на любую информацию или сказку, используя несколько разных способов. В качестве примера возьмем сказку «Репка». Преподнести ее можно через:

  1. рассказ своими словами;
  2. чтение сказки по книжке;
  3. воспроизведение «Репки» с применением кинетического песка, конструктора, мягких игрушек, задействовав которые можно «посадить» игрушечную репку;
  4. разыгрывание театрализованного действия с участием всей семьи;
  5. тактильные игрушки, изготовленные собственноручно.

Счастливая жизнь, наполненная приятными событиями и впечатлениями, во многом обусловлена уровнем эмоционального интеллекта. Подбор грамотных методик, а также регулярные занятия с ребенком научат правильно контактировать с окружающим миром, быть социально компетентным.

Читайте также:  Вестибулярная гимнастика при головокружении: лечебные упражнения в картинках

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/emotsionalnyj-intellekt-rebenka.html

Эмоциональный интеллект для детей 4-15 лет на научной методике

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства  и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние.

В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению.

Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д.

 Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния
  • Как же двигаться по этим 4-м шагам?
  • Шаг 1. Учимся распознавать эмоции
  • Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?  

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня — это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком — чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

  1. Радость — проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
  2. Печаль — хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
  3. Страх — верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
  4. Злость — сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  5. Удивление — широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
  6. Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект — человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
  7. Отвращение — сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях — тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное). 

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае.

Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации.

А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций.

Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению.

Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является — определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению.

В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни — это научно доказанный факт.

Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI[1].  

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры.

И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников.

А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum)  — эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Тренировать данные способности вы можете дома, а также записав ребенка на занятия по развитию эмоционального интеллекта. При выборе таких занятий важно руководствоваться критериями качества обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и методическую базу.

  1. Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!
  2. Записывайтесь на пробный урок в школу «ЭИ дети» в вашем городе — 8 800 333 9690
  3. [1] Caruso, Brackett et al., 2013 – 2017 Yale Center for Emotional Intelligence

Источник: https://ei-kids.com/novosti/472/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector