Социальный и эмоциональный интеллект: как влияет на процессы развития личности дошкольников и изменение компетентности, каковы гендерные различия во взаимодействии?

// Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13–14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург. – Ч. 1. – СПб: СПбИУиП, 2007. – С. 12–15.

Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации [11] – достаточно противоречивы. Так, обнаружено, что у мальчиков в сопоставлении с девочками уровень ЭИ на достоверном уровне в целом ниже [9].

Согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (у женщин эмоциональный интеллект достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей подобных различий выявлено не было [9].

На незначительность гендерных различий в эмоциональной сфере указывает Ш. Берн [3].

Напротив, Г. Орме приводит данные о том, что несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню коэффициента эмоциональности, женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности).

У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем) [5].

Интересно, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей, особенно в период раннего онтогенеза [1].

Рассмотрим далее гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в рамках модели способностей [11].

Различение (идентификация) и выражение эмоций

На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями данной эмоции.

Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько сопереживающими они стремятся быть [3].

Примечательно, что в подобных исследованиях при всём различии эмоциональной экспрессии у мужчин и у женщин наблюдались одинаковые физиологические реакции [8].

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии [4].

Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков.

В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева.

Интересно, что возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию.

Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [8]. В дальнейшем у мужчин по-прежнему преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [3].

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола.

Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские»; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами.

Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии, печали и стыда, чем мужчины [4].

Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако они стремятся не проявлять их. Детерминация выражения эмоций гендерными нормами подтверждается следующим: различия в выражении эмоций наиболее сильны в социальных ситуациях, наименее – когда личность более свободна и комфортна в своих реакциях.

Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности), или фасилитация мышления

В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность.

Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём ответ определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями [6]. Такая реакция непроизвольна и неконструктивна.

Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола [1; 4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежели мальчики [2].

Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали.

Читайте также:  Ликвор при менингите: состав при серозном, гнойном и других видах заболевания, а также таблица соотношения её формы и текучей субстанции

К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении.

Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии [8].

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].

Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости).

В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева.

Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7].

Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии.

Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер.

Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций.

Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

1. Андреева, И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 10–11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282–285. 2. Березовская Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Мн, 2003. – С. 196-198. 3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: «прайм-Еврознак», 2001. – 320 с. 4. Бреслав Г.М. Психология эмоций.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с. 5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+», 2003. – 272 с. 6. Ярчак М. Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? // Адукацыя i выхаванне, 2002. – № 7. – С. 72-75. 7. Brody L.R. Gender, emotion and family. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1999. 8. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times, 1988. 9. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research, Dec, 2003. 10. Harrod N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence, Fall, 2005. 11. Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2005.

Источник: https://andreeva.by/sposobnosti-emocionalnogo-intellekta-gendernye-razlichiya.html

Гендерные различия в характеристиках социального интеллекта

Е. В. Иоффе

Вводные замечания

Глобальные политические и социально-экономические преобразования в нашей стране, жесткий темп современной жизни требуют и от мужчин, и от женщин мобилизации таких личностных ресурсов, как способность корректировать образ Я, умение правильно понимать собственные чув­ства и желания, а также мотивы и поступки других людей, способность определять нужные средства для достижения целей. Перечисленные уме­ния служат элементами структуры социального интеллекта.

Социальный интеллект представляет собой четкую и согласован­ную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и является самостоятельным психологи­ческим феноменом, а не проявлением общего интеллекта в соци­альных ситуациях [3].

В отечественной психологии проблема социального интеллекта раз­рабатывалась В. Н. Куницыной [3]. В ее концепции социальный интел­лект — многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты.

1. Коммуникативно-личностный потенциал — комплекс свойств, об­легчающих или затрудняющих общение, на основе которого форми­руются такие интегральные коммуникативные свойства, как психо­логическая контактность и коммуникативная совместимость; это — основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобо­да от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, от­крытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное вооб­ражение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движу­щих ими мотивов.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая вы­носливость, активность, слабая истощаемость.

Основные функции социального интеллекта состоят в обеспечении адекватности, адаптированное™ в меняющихся условиях, формиро­вании программ успешного взаимодействия, планировании и прогно­зировании развития межличностных событий, саморазвитии, само­познании и самообучении.

Таким образом, социальный интеллект — это индивидуальные за­датки, способности, свойства, облегчающие формирование умений и навыков социальных действий и контактов. Отличительной характе­ристикой и признаком высокого уровня развития социального интел­лекта является развитая социальная компетентность.

В. Н.

Читайте также:  Гнойный менингит у ребенка: причины появления, симптомы, последствия и методы лечения

Куницина определяет социальную компетентность как си­стему знаний о социальной действительности и о себе, систему слож­ных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев по­ведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и мгновенно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум из сложивших­ся обстоятельств.

Структура социальной компетентности включает в себя комму­никативную и вербальную компетентность, социально-психологиче­скую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность, общую социальную ориентацию и осведомленность.

В реальном человеческом поведении социальный интеллект и со­циальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, а социальная ком­петентность — как продукт этого познания.

Совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг. Соци­альный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенство­ванию механизмов психического регулирования, самоконтроля и са­морегуляции, повышающих стрессоустойчивость.

Высокий уровень развития социального интеллекта и социальной компетентности у зрелой личности проявляется в таких свойствах, как адекватность, автономность и аутентичность.

В психологической литературе кроме данных об индивидуальных различиях есть сведения о гендерных различиях в реализации соци­ально-психологических способностей, входящих в структуру соци­ального интеллекта [1; 2; 3].

Воспитание в рамках традиционных представлений способ­ствует развитию у девочек большей эмпатии и способности более глубоко понимать чувства других людей, а у мальчиков — способ­ности скрывать и подавлять свои чувства.

К благоприятным фак­торам развития эмоциональной сферы девочек можно отнести ча­сто более тесную, чем у мальчиков, эмоциональную связь с мате­рью, а также «женские» игрушки (куклы) и игры (в дочки-матери, в доктора).

Мальчиков, наоборот, стимулируют сдерживать, вытеснять чув­ства: «Не плачь! Ты должен стать мужчиной!».

В поведении мальчи­ков в основном поощряется соревновательность, а не диалог или компромисс, в результате чего как основные стратегии усваиваются соперничество, манипуляция, авторитарность.

Такие стили взаимо­действия характеризуются недоверием к мнению другого, что не спо­собствует развитию эмпатии у мальчиков.

В процессе социализации у девочек поощряют стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, а у маль­чиков — способность предвидеть и контролировать окружение. В результате для женщин взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы, чем для мужчин. Женский стиль можно охарактеризовать как партнерский стиль взаимодействия.

Стиль общения мужчин чаще связан с активностью, предметной направленностью, соревновательностью и конфликтностью. Для мужчин важнее содержание совместной деятельности, чем симпа­тия к партнерам. Мужское общение отличается эмоциональной сдержанностью.

Кроме этого, в обществе существуют различные для мужчин и женщин нормы и ожидания относительно проявления собствен­ных чувств. Эмпатийная отзывчивость и эмоциональная экспрессия не соответствуют традиционной мужской роли. Поэтому мужчина не должен демонстрировать страх, тревогу, грусть или чрезмерно проявлять сочувствие, чтобы не прослыть «немужественным».

Реализация мужской роли связана с большими требованиями.

В соответствии с традиционными стереотипами мужчины должны за­нимать активную социальную позицию, демонстрировать личное вли­яние истремиться к достижениям.

В итоге мужчины испытывают дав­ление большой ответственности за свой социальный статус, что про­воцирует при неудаче развитие тревожности, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью.

Традиционная женская роль позволяет женщине, не обладающей развитой социальной компетентностью, ограничиться самореализаци­ей в кругу семьи и близких.

Как показывают исследования, у женщин с низким уровнем личного влияния тем не менее наблюдаются высо­кие показатели самоуважения, удовлетворенности жизнью и отноше­ниями с близкими.

Также они редко проявляют агрессивность, фрустрированность и невротичность [3].

Итак, с асимметрией гендерной социализации связаны различия в комплексе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт мужчин и женщин, включенных в структуру со­циального интеллекта.

Коммуникативно-личностный потенциал в основном больше раз­вит у женщин. Они часто лучше мужчин описывают свои чувства, определяют чувства других и выражают сопереживание.

Большин­ство женщин демонстрирует коммуникативную совместимость и успешность в общении. Однако мужчины в основном лучше владе­ют своими чувствами и способны контролировать собственные эмо­циональные состояния.

Но сдерживаемые импульсы и подавлен­ные эмоции истощают энергетический потенциал.

Воспитание мальчиков в соответствии с традиционной гендерной ролью влечет за собой негативные последствия, которые препятству­ют формированию социальной компетентности: ограниченную эмо­циональную жизнь, сложность в установлении близких отношений с другими людьми, страх потерять контроль над собой, перенапряже­ние на работе, и как результат — высокий уровень агрессии, алкого­лизации, наркомании, самоубийств и т. д.

Негативными последствиями воспитания девочек в соответствии с традиционной гендерной ролью являются: воспитание уступчиво­сти, пассивности, зависимости, ориентации на поощрение, формиро­вание страха успеха, направленность на сохранение отношений даже в случае «провала дела», экзистенциальный кризис в период психо­логического отделения повзрослевших детей. Эти характеристики не могут определять зрелую личность.

  • Для социально-компетентного человека характерно:
  • • принимать решение относительно себя самого и стремиться к по­ниманию собственных чувств и требований;
  • • забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуве­ренность;
  • • представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
  • • правильно понимать желания, ожидания и требования других лю­дей, взвешивать и учитывать их права;
  • • анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей ивключать эти знания в собственное поведение;
  • • представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения со­циальных структур и собственные требования;
  • • отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ни­чего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав иобя­занностей других [3].
  • Развитие социального интеллекта, связанное с расширением коммуникативно-личностного потенциала, формированием навы­ков рефлексии и целевого планирования, позволяет мужчинам и женщинам преодолеть ограничения гендерной роли, эффективнее взаимодействовать с окружающими и достичь более полной само­реализации.
  • Практическое занятие, в основе которого лежит тренировка эмпатических способностей, навыков выражения собственных чувств и целевого планирования, с одной стороны, позволяет совершенство­вать социальную компетентность обучаемых, а с другой — осваивать информацию по курсу «Гендерная психология».
  • Занятие можно проводить со старшеклассниками, студентами или взрослыми, так как данные упражнения предполагают более или ме­нее развитые навыки рефлексии.
  • Цели занятия
  • Знакомство с методами развития социальной компетентности.
  • Развитие навыков использования знаний гендерной психологии при анализе результатов различий в личностных характеристиках мужчин и женщин.
  • Оснащение
  • 1. Тест «Прямое или косвенное выражение чувств» (приложение 1)
Читайте также:  Ишемический инсульт левой стороны головного мозга: за что отвечает полушарие, а также почему возможна парализация одной из частей тела?

2. Упражнение, направленное на переформулирование желаний (приложение 2).

Порядок работы

Этап 1. Знакомство с понятиями «социальный интеллект», «соци­альная компетентность» и обсуждение гендерных различий, связан­ных с этими феноменами.

Этап 2.Развитие эмпатических способностей.

Этап 3.Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/26063.html

(PDF) Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков

Кочетова Ю.А., Климакова М.В.

  • Гендерные различия
  • в эмоциональном интеллекте у старших подростков
  • Психолого-педагогические исследования

2017. Том 9. № 4. С. 65–74.

Kochetova Yu.A., Klimakova M.V. Gender Differences in

Emotional Intelligence in Adolescence

Psychological-Educational Studies

2017. Vol. 9, no. 4, pp. 65–74.

© 2017 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-

педагогический университет»

© 2017 Moscow State University of Psychology & Education

  1. 69
  2. обратной связи: «Мне сначала на конкурсе строя и песни всегда очень весело, а потом нет». –
  3. «Почему?» – «Потому что сначала, вроде, смешно, а я там главный, мне надо перекличку
  4. делать и командовать, куда повернуться и как пойти, и следить, чтобы ровно получилось,
  5. уже не до того».) При этом управление своими эмоциями выражено у юношей больше, чем

понимание своих эмоций, т. е., не всегда понимая, что именно они чувствуют, они, тем не

менее, успешно способны с этим чувством справляться (Пример: «Тебя обижает, когда отец

так делает?» – «Да не знаю, мне все равно. Я забиваю на это, и все».).

  • Данные корреляционного анализа подтверждают связь между управлением чужими
  • эмоциями и их пониманием (корреляция между управлением чужими эмоциями и их
  • пониманием 0,513** значима на уровне 0,01; критерий Пирсона). На этом основании нами
  • было выдвинуто предположение о том, что часто при недостаточно выраженном
  • межличностном понимании эмоций
  • управление чужими эмоциями
  • может стать стратегией
  • получения информации о чувствах и эмоциях других людей. Многие учителя соглашаются с
  • данным положением (Пример из беседы с учительницей истории во время обратной связи:

«Он меня доводит, и я вижу, что ему будто интересно, что я буду делать!».).

  1. Выделенные нами в результате факторного анализа компоненты –
  2. внутриличностное понимание эмоций
  3. ,
  4. управление своими эмоциями
  5. ,
  6. внутриличностное
  7. управление
  8. и
  9. самомотивацию
  10. – можно обозначить как модель, характерную для юношей
  11. старшего подросткового возраста. Так, в беседе при проведении обратной связи юноши
  12. часто отмечали свою способность быстро переключа

ться с одной эмоции на другую

(Пример

: «Он сказал, что пойдет домой, а я узнал, что он с другими друзьями. Я очень

обиделся и разозлился на него, но потом, когда мы встретились, я ему выразил

недовольство и мы нормально пошли, куда собирались. Я быстро перестаю обижаться».).

  • Мы можем предположить, что, поскольку эти компоненты наиболее выражены, на
  • них опираются и остальные способности эмоционального интеллекта. Так, существует связь
  • между внутриличностным пониманием и межличностным управлением, подтвержденная
  • корреляционным анализом (0,428**, значима на уровне 0,01; критерий Пирсона). Таким
  • образом, можно предположить, что юноши, пытаясь воздействовать на эмоциональные
  • состояние других, опираются на знания о том, что они сами чувствуют и по какой причине
  • (Пример: «Чтобы меня вывести, достаточно сказать, что ”Интерстеллар” – ерунда. Поэтому
  • чтобы вывести этого человека, я говорю, что сериал ”Стрела” –

фигню!»).

  1. Также была установлена связь между внутриличностным управлением и
  2. межличностным управлением (0,419**, значима на уровне 0,01; критерий Пирсона). Мы
  3. можем предположить, что она выражается в том, что юноши воздействуют на эмоции
  4. других таким же образом, как и на свои собственные (Пример: «Я советую друзьям: если ты
  5. напряжен, то займись физическими упражнениями или футбольчик погоняй. Ну, короче,

чтобы выплеснуть наружу эмоции через активную деятельность. Или при злобе тоже».).

Результаты исследования группы девушек.

  • У девушек старшего подросткового
  • возраста наиболее выраженными компонентами являются
  • эмпатия
  • ,
  • понимание эмоций
  • других
  • и
  • управление ими
  • . Наименее выражен такие компоненты, как
  • эмоциональная
  • лабильность
  • ,
  • управление собственными эмоциями
  • и
  • контроль экспрессии
  • .

В основном девушки очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей и

  1. осознают причины, которые их вызвали; они способны сочувствовать и сопереживать
  2. другим людям, способны идентифицироваться с другим человеком и почувствовать то, что
  3. он ощущает, способны проникнуть в переживание другого человека. Соответственно они
  4. способны успешно воздействовать на эмоции других людей, регулировать их определенным
  5. образом, вызывать, поддерживать или прекращать определенные эмоциональные

Источник: https://www.researchgate.net/publication/323526185_Gendernye_razlicia_v_emocionalnom_intellekte_u_starsih_podrostkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector