Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Сестринское дело

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль – основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Определение целей сестринского ухода

Основная цель плана ухода за больным – решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процессаПри сестринском уходе главная задача – минимизировать внешние раздражители

Первичная оценка боли

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) – помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) – получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процессаМедицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Сестринские вмешательства

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

Основные задачи ухода:

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос – решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Источник: https://golovaibolit.ru/migren/sestrinskij-protsess-i-uhod-pri-migreni

Глава 4. Сестринский процесс

Советы по уходу

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

  • 1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;
  • 2) постановки медсестринского диагноза;
  • 3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);
  • 4) реализации (осуществления) сестринского плана;
  • 5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

  1. 1) универсальность метода;
  2. 2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;
  3. 3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;
  4. 4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;
  5. 5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

  • 1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;
  • 2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;
  • 3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;
  • 4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;
  • 5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

  1. 1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));
  2. 2) измерить рост и массу тела больного;
  3. 3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;
  4. 4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;
  5. 5) измерить АД на обеих руках;
  6. 6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;
  7. 7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:
  8. а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);
  9. б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);
  10. в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);
  11. г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);
  12. 8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);
  13. 9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

  • 1) клинический анализ крови;
  • 2) анализ крови на сифилис;
  • 3) анализ крови на глюкозу;
  • 4) клинический анализ мочи;
  • 5) анализ кала на яйца гельминтов;
  • 6) ЭКГ;
  • 7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Постановка сестринского диагноза

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

  1. 1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;
  2. 2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;
  3. 3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.).

Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь.

Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Читайте также:  Лечение менингита в домашних условиях: как определить, а также какие народные средства могут облегчить состояние?

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

  • 1) координирует работу сестринской бригады;
  • 2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;
  • 3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;
  • 4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);
  • 5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;
  • 6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

  1. а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;
  2. б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;
  3. в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;
  4. г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов.

Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор.

Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

  • 1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);
  • 2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;
  • 3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

  1. 1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;
  2. 2) выполнение мероприятий – II стадия;
  3. 3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов.

Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами).

Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

3) Ф. И. О;

  • 4) возраст, дата рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес;
  • 7) место работы;
  • 8) профессия;
  • 9) семейное положение;
  • 10) кем направлен;
  • 11) лечебный диагноз;
  • 12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

  1. 1) субъективнее обследование:
  2. а) жалобы;
  3. б) анамнез болезни;
  4. в) анамнез жизни;
  5. 2) объективное обследование;
  6. 3) данные дополнительных методов исследования.

3. Сестринский диагноз:

1) актуальные проблемы;

2) потенциальные проблемы.

Вариант составления плана медицинских мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Приблизительный план сестринских мероприятий

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Окончание таблицы 1

Источник: https://aupam.ru/pages/uhod/sprav_med_sest/page_05.htm

Сестринский процесс при пневмонии: план ухода

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.   

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Пневмония: показания к госпитализации, принципы лечения

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Рекомендации НАСКИ по профилактике пневмонии, посмотреть и скачать вы можете в Системе Главная медсестра

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Скачать рекомендации

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Как организовать сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

Он включает в себя:

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.



Сестринский уход при пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

I этап: сестринское обследование

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  • сознания;
  • дыхания;
  • кровообращения.

Это помогает выявить:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293659512-19-m03-18-sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский уход при менингите: неотложная первая помощь, описание плана сестринского процесса

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.
Читайте также:  Лечение мигрени у детей: как распознать у ребенка симптомы этого заболевания и чем лечить?

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

11.2 Алгоритм сестринского процесса при состояниях, требующих неотложной медицинской помощи

1
этап
Провести сестринское

  • на
    основании полученных данных оценить
    его состояние
  • 2
    этап
    Установить предварительный
  • Интерпретация
    данных сестринский диагноз и
    (сестринский диагноз) провести
    дифференциальную
  • диагностику
    с симптомо-схожими состояниями
  • 3
    этап
    Определив приоритетные,
  • Планирование
    вмешательств настоящие и потенциальные
    проблемы пациента, наметить пути их
    решения.
  • 4
    этап
    Выполнить необходимые
  • Реализация
    вмешательства манипуляции
    для решения намеченных целей.
  • 5
    этап
    Провести самооценку
  • Оценка
    эффективности достигнутых
    целей и при необходимости внести
    коррективы в проводимые мероприятия.

Приступ бронхиальной астмы

  1. Сбор информации о пациенте.

Пациент
страдает бронхиальной астмой или иным
аллергическим заболеванием: поллинозы,
риносинусопатии.

  1. Проблемы пациента: экспираторная одышка, удушье.

  2. Объективно:

  • Вынужденное положение — сидя с упором на руки.
  • Цианоз кожи.
  • Дистанционные сухие хрипы.
  • В дыхании участвует вспомогательная мускулатура.
  1. План сестринских вмешательств.

  • Усадить пациента с упором на руки, расстегнуть стесняющую одежду.
  • Успокоить пациента.
  • Устранить аллерген (если он известен).
  • Обеспечить доступ свежего воздуха, оксигенотерапия.
  • Вызвать врача.
  • Горячее питье.
  • Горячие ножные и ручные ванны.
  • Контроль пульса, давления, частоты дыхания каждые 15мин.
  • Предложить сделать 1 — 2 вдоха из карманного ингалятора (беротек, сальбутамол) — по назначению врача.

Приготовить:

  • шприцы, иглы, жгут, систему для в/в капельных вливаний;
  • лекарственные препараты: эуфиллин, адреналин, преднизолон.

Источник: https://studfile.net/preview/3590938/page:56/

Сестринский уход и помощь. ситуационные задачи

содержание   ..  31  32  33  34   ..

  • Сестринский уход и помощь. ситуационные задачи
  • ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж»
  • Минздрава России

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ)

РАЗДЕЛ 02.01.02 ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

  1. Разработчик:
  2. Котлова Елена Михайловна
  3. преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения
  4. среднего профессионального  образования
  5. «Кисловодский медицинский колледж»
  6. Министерства здравоохранения Российской Федерации
  7. город – курорт Кисловодск, 2016 год
  8. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ситуационные задачи по профессиональному модулю ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья), Раздел 02.01.

02 Оказание сестринской помощи пациентам терапевтического профиля составлены для студентов 2 и 3 курса по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

  • Результатом освоения профессионального модуля является готовность студента к выполнению вида профессиональной деятельности (проведение лечебно – диагностических и профилактических мероприятий и составляющих его профессиональных компетенций), а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы в целом.
  • Решение ситуационных задач, это форма контроля и оценки результатов обучения, которые могут позволить проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие у обучающихся обеспечивающих их умений.
  • Самостоятельная работа при решении ситуационных задач позволяет проверить умения, способность студента аппелировать профессиональными терминами, анализировать практическую ситуацию, способность к логическому умозаключению.

Данное методическое обеспечение активизирует у студентов познавательную деятельность, способствует развитию клинического, логического мышления, а так же формированию профессиональных компетенций. Научит студентов обобщать, сравнивать и анализировать полученные знания и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности.

ЗАДАЧА № 1

Пациентка В., 55 лет поступила в терапевтическое отделение.

Предъявляет жалобы на сильные боли в коленных и мелких суставах стоп и кистей, утреннюю скованность, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С трудом обслуживает себя. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения состояния. Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены. Пальпируются узелки Бушара в области дистальных межфаланговых суставов кистей

  1. Из анамнеза известно, что в детстве больная переболела ревматизмом.
  2. ЗАДАНИЯ
  3. 1.                  Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз
  4. 2.                  Назовите необходимые дополнительные обследования
  5. 3.                  Перечислите возможные осложнения данного заболевания
  6. 4.                  Расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания
  7. 5.                  Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства

6.                  Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимический анализ.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

1.Ревматоидный артрит.

  • Обоснование состояния:
  • а) данные анамнеза:
  • ·                     перенесённый ревматизм в детском возрасте;
  • ·                     постепенное начало заболевания;
  • ·                     ноющие боли в мелких, а затем в крупных суставах;
  • ·                     чувство скованности и тугоподвижности, усиливающиеся в состоянии покоя (утренняя скованность).
  • б) объективные данные:
  • ·                     субфебрильная температура;
  • ·                     при осмотре суставы деформированы, отёчны, появление узелков Бушара в области дистальных межфаланговых суставов кистей;
  • ·                     при пальпации болезненность и резкое ограничение движений в суставах.

2. Диагностика.

  1. Общий анализ крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
  2. Биохимический анализ крови: появление С – реактивного белка, ревматоидного фактора.
  3. Рентгенография суставов: сужение суставной щели, разрежение костной ткани, появление узур и эрозий, разрастание костной ткани.
Читайте также:  Атеросклероз сосудов головного мозга - лечение народными средствами: мед, чеснок и другие самые эффективные ингредиенты против недуга

3. Осложнения.

Стойкая деформация суставов (анкилоз), ведущая к ранней инвалидности, поражение внутренних органов (почек, сердца, лёгких).

4. Принципы лечения.

Пациенту необходима госпитализация и проведение стационарного лечения.

Режим полупостельный. При стихании боли обязательное проведение ЛФК.

  • Диета с ограничением солёной, острой, жареной пищи.
  • Медикаментозное лечение:
  • — нестероидные противовоспалительные средства (далее НПВС): диклофенак, найз, кеторол, ортофен;
  • — препараты, препятствующие выработке в организме ревматоидного фактора: кризанол, пеницилламин;
  • — при неэффективности или непереносимости НПВС применяют цитостатики (азатиоприн, циклофосфан, хлорбутин);

— глюкокортикостероиды: внутрисуставное введение гидрокартизона. Применение преднизалона по схеме в таблетках.

  1. При приёме необходимо следить за состоянием пациента, так как вышеперечисленные препараты вызывают аллергические реакции, лейкопению, заболевания ЖКТ (язвенная болезнь, гастриты).
  2. Для подавления местного воспаления применяют димексид.
  3. Физиотерапия.
  4. Лечебная физкультура.
  5. Массаж.
  6. Санаторно-курортное лечение.

Прогноз в отношении жизни благоприятный при эффективном лечении и отсутствии осложнений. Стойкая деформация сустава может привести к утрате трудоспособности.

  • Профилактика:
  • ·                     санация очагов хронической инфекции;
  • ·                     устранение факторов переохлаждения;
  • ·                     соблюдение режима труда и отдыха;
  • ·                     обязательное диспансерное наблюдение.
  • 5.Проблемы пациентки:
  •  Настоящие: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности; субфебрильная температура, тревога о своём состоянии.
  • Потенциальные: риск развития осложнений (анкилоз суставов)
  • Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности.
  • Цели: краткосрочная — пациентка будет справляться с повседневной активностью с помощью медицинской сестры до улучшения состояния; долгосрочная – пациентка к моменту выписки из стационара будет самостоятельно справляться с повседневной активностью.
Мотивация
1. Обеспечить  физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах
2. Помочь принять физиологическое положение (положить подушки и валики под пораженные суставы). Для уменьшения  боли.
3. Помочь пациентке при осуществлении мероприятий личной гигиены, смене одежды, приёме пищи и питья, физиологических отправлениях. Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суставов.
4. Контролировать соблюдение пациенткой предписанного режима физической активности. Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах.
5. Беседы с пациенткой о необходимости постепенного расширения двигательной активности, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Для профилактики анкилозов.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_11/827_situacionie_zadachi_s_otvetami/033.htm

Лекция № 10. Неотложные состояния, доврачебная сестринская помощь. Составитель Колос Е.В

Гипертонический криз

— это резкое повышение систолического и/или диастолического АД до индивидуально высоких величин.

Жалобы пациента -головная боль (чаще в затылочной области) -головокружение -«пелена» перед глазами -оглушенность -шум в ушах -сердцебиение -боли в области сердца -тошнота, рвота Данные осмотра -шаткость походки -гиперемия лица -нарушение сознания -дрожь, тремор рук -увеличеникАДд и АДс
Сестринские вмешательства -обеспечить пациенту физический и психический покой -вызвать врача -уложить пациента горизонтально -применить грелку к рукам и ногам -поставить горчичники на икроножные мышцы -холодный компресс ко лбу — дать разжевать 0,320 г аспирина, под язык – 25 мг(50 мг) каптоприла -приготовить для введения по назначению врача 1 мл 0,01% раствор клофелина, 10 мл 2,4% раствор эуфиллина, 40-80 мг фуросемида(лазикса), 1 мл 5% раствора пентамина, 50 мг лабеталола, 5 мл (10мл) 25% раствора магния сульфата. — ввести нужные, назначенные врачом, препараты. —наблюдать за АД, пульсом пациента.

Стенокардия

-это клинический синдром ишемической болезни сердца (ИБС), характеризующийся приступообразной болью сжимающегося характера с локализацией за грудиной, иррадиирующей в левую руку, плечо и сопровождающейся чувством страха и тревоги.

Жалобы пациента -сжимающая (давящая) боль за грудиной, в области сердца -иррадиация боли в левую руку, под левую лопатку -общая слабость -чувство страха смерти Данные осмотра -бледность кожи -поверхностное дыхание -одышка -сердцебиение -тахикардия (брадикардия) -приглушенность тонов сердца -АД без изменений -возможна аритмия
Сестринские вмешательства -обеспечить пациенту физический и психический покой -вызвать врача -дать под язык 1 таблетку нитроглицерина (если АДс выше 100 мм ртст) -если боль не купирована через 3-5 минут повторить прием нитроглицерина под язык. -если боль не купирована- через 3-5 минут можно еще раз дать нитроглицерин (но не более 3 таблеток всего). — поставить горчичники на область сердца — приготовить для внутривенного или внутримышечного введения анальгетик: 2-4 мл 50% раствора анальгина, 5 мл баралгина. -ввести указанный препарат по назначению врача -дать разжевать 0,25 г аспирина -если у пациента возникла головная боль при приеме нитроглицерина, дать 1 таблетку валидола сублингвально, горячий чай. -при сильной головной боли заменить нитроглицерин на сиднофарм.  

Инфаркт миокарда

-клиническая форма ишемической болезни сердца (ИБС) которая характеризуется развитием очага ишемического некроза в миокарде (сердечной мышце) в результате нарушения коронарного кровообращения, возникающего вследствие сужения сосудов атеросклеротической бляшкой или тромбоза коронарной артерии.

Жалобы пациента -интенсивная давящая боль за грудиной ( более 15 минут) -возможна иррадиация боли в левую руку -возбуждение -чувство страха смерти -резкая слабость -холодный пот   Данные осмотра -бледность кожи, цианоз -связь боли с физическим или эмоциональным перенапряжением -холодные конечности -частый, аритмичный, нитевидный пульс -тоны сердца приглушены — возможно понижение АДс менее 80 мм ртст, АДд менее 60 мм ртст
Сестринские вмешательства — установить строгий постельный и эмоциональный покой -вызвать врача немедленно -дать под язык нитроглицерин повторно ( через 3-5 мин), если АДс более 100 мм ртст ( не более трех таблеток) -подать увлажненый кислород -дать разжевать 0,25 г аспирина (ацетилсалициловой кислоты) -приготовить-промедол, морфин, баралгин, димедрол, дроперидол, лидокаин, строфантин, допамин, фентанил, лазикс, гепарин, реланиум, атропин.

Обморок

— это временная потеря сознания , чаще всего менее чем на 5 минут ( от 1 до 20 минут).

Жалобы пациента Предобморочный период -ощущение дурноты -потемнение в глазах -слабость -звон в ушах -подшатывание Обморок -потеря сознания После обморока -возможна головная боль -ретроградная амнезия Данные осмотра — бледность кожи -снижение мышечного тонуса -поверхностное дыхание -зрачки сужены -пульс редкий, слабый. -АД нормальное или сниженное.  
Сестринские вмешательства уложить пациента горизонтально с приподнятыми ногами. -обеспечить доступ свежего воздуха. -обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу. -дать вдохнуть пары нашатырного спирта. -по назначению врача ввести 1мл 10% раствора кофеина бензоата или 2 мл кордиамина. -приготовить препараты: эуфиллин, атропина сульфат.

Астматический статус

-это тяжелый затянувшийся приступ бронхиальной астмы, характеризующийся выраженной дыхательной недостаточностью, обусловленной обструкцией воздухопроводящих путей.

Жалобы пациента -затрудненное дыхание. -затрудненный удлиненный выдох. -непродуктивный (сухой) кашель. -свистящее дыхание.   Данные осмотра — вынужденное положение (ортопноэ). -бледность кожи, акроцианоз. -чувство страха. -коробочный перкуторный звук. -дистанционные свистящие хрипы. -аускультативно-ослабление дыхания, разнотембровые свистящие хрипы.
Сестринские вмешательства — обеспечить доступ воздуха, удобное положение. — ингаляция сальбутамола (1-2 вдоха) (пожилым-атровент) -приготовить для внутривенного введения 10 мл 2, 4% раствора эуфиллина, 4 мг дексаметазона, 20 мг лазикса, гепарин. ( по назначению врача) — подать для ингаляции увлажненный кислород -обеспечить венозный доступ, подключить инфузию.

Сердечная астма

— приступ резкой одышки (удушья), возникающие в результате острой недостаточности левого желудочка сердца.

Жалобы пациента — удушье. -клокочущее дыхание. — кашель с отделением пенистой мокроты розового цвета. — чувство страха смерти. — сердцебиение. Данные осмотра — пациент ловит ртом воздух. — положение ортопноэ. — возбуждение. — кожа серо-бледная. — акроцианоз. — капли пота на лице. — вены шеи набухшие. — частота дыханий 30-40 в минуту. -пульс частый нитевидный. — АД снижается.
Сестринские вмешательства -вызвать врача. — обеспечить воздух свежего воздуха. — усадить пациента со спущенными ногами. — отсанировать пену и слизь изо рта. — дать под язык одну таблетку нитроглицерина (если АДс более 100 мм ртст). — выполнить подачу кислорода. — приготовить для введения по назначению врача: морфин, дроперидол, димедрол, фуросемид, дексаметазон( преднизолон), пентамин, эуфиллин, строфантин, кордиамин. — следить за пульсом, АД.

Почечная колика

— это болевой синдромвстречающийся в клинике заболеваний мочевыводящих путей, который возникает при остром нарушении оттока мочи вследствие нарушения проходимости верхних мочевых путей.

Жалобы пациента -приступообразная боль в поясничной области. -частые болезненные мочеиспускания. -задержка мочеиспускания. — тошнота, рвота. Данные осмотра — боль при пальпации по ходу мочеточника. -положительный симптом поколачивания по поясничной области. -пациент мечется, не находя удобного положения. -макрогематурия.
Сестринские вмешательства — вызвать врача. -положить теплую грелку к поясничной области. — если есть возможность поместить пациента в ванну с горячей водой. -ввести внутривенно ( только после установления точного диагноза) спазмолитик ( но-шпа, папаверин) в сочетании с ненаркотическими анальгетиками (анальгин, баралгин). -успокоить пациента. — оценить пульс, измерить АД. — если боль не купируется, по назначению врача и вместе с врачом ввести наркотический анальгетик (промедол, омнопон). — обеспечить консультацию хирурга.

Аритмии

— это расстройство ритма, частоты или последовательности сокращения сердца.

Жалобы пациента Пароксизмальная тахикардия -ощущение удара в области сердца. — сердцебиение. -чувство стеснения в груди. -головокружение. -общая слабость. Брадиаритмии -внезапное начало. -потеря сознания среди полного покоя. -общая слабость.   Данные осмотра Пароксизмальная тахикардия -ЧСС- 160-240 ударов в минуту. -одышка. -бледность кожи. -АД снижается. Брадиаритмии — цианоз кожных покровов. — пульс менее 40 ударов в минуту или не прощупывается. — АД не определяется.  
Сестринские вмешательства

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/52497.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector