Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у шерлока холмса

Тренировка мышления

Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто».

Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро», это реакция так называемого «быстрого мышления» — системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.

Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему — «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.

Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным.

Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач.

Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.

Въедливость — еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство.

Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.

Дедукция и индукция

Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, — что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция — это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото — это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег».

Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, — значит, побывал на войне.

Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку.

В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д.

 Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот.

Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки.

Как они мешают правильно мыслить».

Как воспитать в себе сыщика

Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.

Непроизвольное внимание — это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности.

Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим.

Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.

Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут.

Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90.

Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях.

В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки.

Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами.

Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям — находить наилучшие формулировки и т.д.

 Кроме того, наличие послепроизвольного внимания — это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

писатель, автор книги «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс»

— Шерлок Холмс не просто мыслит медленно — он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление.

Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой.

Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, — это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.

Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети.

Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело.

Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло.

Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.

Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос.

Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально.

Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.

Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий.

Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга.

Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.

Рекомендованные книги:

  • Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса
  • Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса
  • Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8697-dumat-kak-sherlok

Как развить дедуктивное мышление и что это такое

О дедуктивном мышлении знают многие благодаря Шерлоку Холмсу. Этот персонаж был умен, а его метод был загадкой для большинства людей. Прототипом сыщика был врач Джозеф Белл. Дедуктивный метод-это не художественный вымысел, а реальный метод.

Дедукция-это метод логического мышления. Рассуждения переходят от общего к частному. За основу берется общее правило, от которого впоследствии появляется частное заключение.

Для чего развивать индуктивные и дедуктивные способности

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Метод дедукции может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Когда нужно узнать правду, причем быстро. Например, если кто-то из близких попал в неприятную ситуацию и его обвиняют в том или ином преступлении. На основе имеющихся фактов нужно прийти к истинному решению. Доказать виновность или невиновность человека, полагаясь на известные факты.

Главное для человека, чтобы суждения были логичными и вели к истине. Развитие дедуктивного мышления пригодится и в других ситуациях, когда нужно доказать истину.

Особенности дедуктивного мышления

Особенность дедуктивного метода состоит в том, что с его помощью можно вывести частный вывод из общего. Например, есть всем известный неопровержимый факт, на основе которого нужно сделать вывод о человеке или конкретной ситуации. То есть нужно собирать факты и на их основе делать собственный вывод.

Отличие дедуктивного метода от индуктивного

Как уже говорилось с помощью дедукции можно прийти к частному выводу на основе общеизвестного неоспоримого факта. Индукция действует наоборот. Нужно взять частный факт, к примеру личный опыт или наблюдение, и привести его к общему факту. То есть дедукция и индукция-это противоположные методы мышления.

Как развить дедукцию

Поговорим подробнее о том, как развить дедуктивное мышление. Легко ли освоить этот метод. Как научиться использовать это правильно. Чтобы освоить дедукцию, нужно обратить внимание на все ее составляющие.

Обращайте внимание на мелочи

Для того чтобы развить дедукцию, в первую очередь, нужно стать более внимательным. Стараться обращать внимание даже на минимальные детали. Заходя в комнату, запоминайте: что где стоит, внимательно изучайте своего собеседника.

Общаясь с человеком, задавайте ему наводящие вопросы, чтобы сложить целую картину. Развивайте в себе наблюдательность. Внимательно слушайте, что вам рассказывают.

Ведь незначительные детали могут помочь вам сделать правильное умозаключение.

Развивайте память

Особое внимание нужно уделить памяти. Тренируйте память всеми возможными способами. Старайтесь запомнить мелкие детали или играйте в специальные игры, тренирующие память. Хорошая память поможет в использовании дедукции.

Учитесь формулировать

Научитесь четко формулировать свои мысли и доводы. Сделайте свою речь максимально понятной, а доводы весомыми и неоспоримыми. Говорите вслух и анализируйте насколько вы убедительны. Продумывайте каждую фразу. Развивайте свои способности.

Углубляйтесь в область

Пытайтесь вникнуть в любую сферу. Глубоко изучайте всю информацию, которая сможет пригодиться вам в будущем. Чем больше фактов вы знаете тем легче будет делать выводы. Читайте разную литературу. Как художественную, так и научно-популярную. Запоминайте даты исторических событий, точные определения. Смотрите различные программы.

Концентрируйтесь

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Постарайтесь как можно лучше сконцентрироваться на своей цели и мыслях. Отбросьте все лишнее и старайтесь не отвлекаться. Не бойтесь полностью абстрагироваться от внешнего мира и погрузиться в свои мысли.

Изучите язык тела

При разговоре обращайте внимание на позу и жесты человека. Тело может рассказать то, о чем пытается молчать человек. Изучая язык тела, вы сможете, глядя на собеседника понять вред он или говорит правду. По жестам и мимике можно понять нервничает ли человек и на основе этого делать логические заключения.

Развивайте интуицию

В методе дедукции интуиция также важна, как и логика. Доверяйте своим ощущениям и старайтесь развивать интуицию.

Делайте заметки

Постоянно записывайте свои наблюдения и выводы. Это поможет вам ничего не забыть и быстрее сделать вывод. Записывайте все. От маленьких наблюдений до фактов.

Читайте также:  Какой врач лечит атеросклероз сосудов головного мозга, куда можно обратиться, кто и где может помочь

Задавайте вопросы

Не стесняйтесь задавать наводящие или уточняющие вопросы. Они помогут вам сложить полную картину о человеке или ситуации.

Читайте больше

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Читайте разную литературу и запоминайте интересные факты. Чем больше вы знаете тем легче вам будет использовать дедуктивные метод.

Вам будет интересно почитать на эту тему:

Книга 1 — Шерлок. Секреты дедукции. Головоломки и задачи

Книга 2 — Тренируем память и интеллект методом Шерлока Холмса

Больше слушайте меньше говорите

Ваша задача сделать правильный вывод о сложившейся ситуации. Общаясь с людьми больше слушайте. Анализируйте все, что вам сказали, и делайте выводы мысленно.

Будьте наблюдательны

Обращайте внимание на все. Не пренебрегайте мелочами. Развивайте наблюдательность. Собирайте как можно больше информации, анализируйте всевозможные сценарии развития событий. Отбрасывайте все лишнее методом исключения.

Практикуйтесь

Тренируйтесь делать выводы. Общаясь с подругой или родственником старайтесь применить дедукцию и сделать вывод. Можете обставить это как фокус или мини-шоу, сказав человеку то, чего вы не можете знать, а потом последовательно объяснить, как вы пришли к такому выводу, на основе какой информации.

Расширяйте кругозор

Старайтесь изучать все. Расширяйте свой кругозор. Смотрите разные фильмы и передачи. Путешествуйте, общайтесь с людьми разных профессий и интересов. Читайте энциклопедии и словари.

Развивайте гибкость мышления

Пытайтесь решать одну задачу разными способами. Обдумывайте разные варианты. Прислушивайтесь к мнению других людей.

Развивайте произвольное и непроизвольное внимание

Произвольное внимание — способность сосредоточиться на чем-то одном, ни на что не отвлекаясь. В среднем, человек может концентрироваться на одном занятии 20 минут. Пытайтесь развить эту способность.

Непроизвольное внимание похоже на боковое зрение. Чтобы тренировать его, нужно наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, возьмите вазу, которая годами стояла в гостиной в шкафу и перенесите ее на кухонный стол. Возможно, вы заметите на ней трещину или элемент орнамента, который раньше не бросался в глаза.

Совмещайте дедукцию и индукцию

Не зацикливайтесь только на дедукции. Прибегайте к методу индукции, если это требуется. Изучайте оба метода и старайтесь их использовать. Смотрите по ситуации и обстоятельствам.

Придумывайте головоломки

Придумывайте свои задания на развитие логики и памяти. Начните с легких загадок на развитие логики и постепенно усложняйте их.

Решайте задачи

Развить логическое мышление помогут задачи по физике или математике. Также можно:

  • Решать головоломки;
  • Разгадывать ребусы;
  • Играть в шахматы или покер.

Задачи на развитие дедуктивного мышления

Чтобы развить дедуктивное мышление, стоит попрактиковаться на специальных задачах. Первая задача придумана в свое время Эйнштейном. В ней нужно угадать пять домов, их владельцев и их предпочтения. В задаче есть косвенные подсказки на основе которых и нужно сделать правильный выбор.

Вторая задача звучит так:

«В многоэтажном доме на 15 этаже живет человек. Возвращаясь домой, он едет на лифте до 9 этажа, а потом идет пешком до 15.  Если человек идет не один или на улице дождь, он едет на лифте до 15 этажа. Почему человек делает именно так?»

Больше интересных задач, игр, головоломок есть на сайте игровых интеллектуальных тренажеров Викиум — развивайтесь, играючи!

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/deduktivnoe-myshlenie.html

Как развить дедуктивное мышление

Ещё знаменитый литературный персонаж А.К. Дойля Шерлок Холмс применял дедуктивный метод при раскрытии преступлений.

В историях про Шерлока Холмса описываются странные убийства, мистификации, по изобретательности не превосходящие простые элементарные правила психологии человека и физические законы. Конечно же, дедуктивным мышлением обладал сам писатель, он очень четко, по фактам, раскрывает нам истории преступлений от лица великого сыщика.

Дедуктивный метод мышления поможет вам лучше видеть многоходовые взаимосвязи информации, способствует поиску фактов, научит правильному построению суждений. Научит выстраивать мысли последовательно и практично,  думать в направлении смысла, вокруг которого сосредоточена ситуация.

Особенности дедуктивного мышления

Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.

Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.

Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.

Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему. Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.

Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы».

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:

  • основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;
  • вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;
  • общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.

Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон.

Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам.

Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.

Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.

В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.

Отличие дедуктивного метода от индуктивного

Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему.

В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда).

Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.

С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн

Начните заниматься прямо сейчас!

С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы.

Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.

Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.

  • от частного к общему – индукция;
  • от общего к частному – дедукция.

Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.

То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).

  1. Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей. Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
  2. Старайтесь заинтересоваться любой информацией, будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
  3. Развивайте гибкость мышления. Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
  4. Научитесь читать невербальные знаки, которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
  5. Развивайте логическое мышление в целом. Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
  6. Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально: проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
  7. Одним из человеческих инстинктов – любопытство. Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.

Задачи на развитие дедуктивного мышления

Типичной задачей, чтобы развить метод дедуктивного мышления, является всеми известная загадка Эйнштейна, где предлагается угадать пять домов, кто в них живет, что ест, курит и какое животное держит. В задании даются косвенные подсказки. Другим примером задачи на дедукцию может быть такая:

«Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему?»

Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Медленное мышление, статистика и дедукция

Ещё один способ развития дедуктивного мышления – это тренировка медленного мышления и принятия разумных решений. Человек для получения ответа пользуется различными типами мышления.

Интуитивное зависит от эмоциональных предчувствий и позволяет увидеть искомый ответ немедленно.

В критических ситуациях это наиболее эффективный метод – реагировать быстро, предугадывать риски и опасности, экономить время, избегать излишних расчетов.

Но когда задача требует не молниеносной реакции, а углубленного понимания всех деталей, тогда медленное мышление способствует умственной въедливости в информационный материал, подавлению скорости мыслей (зависанию их в поле сознания) и произвольному вниманию. Для того, чтобы легче было получить состояние медленного мышления, сначала научитесь вдумчиво работать с увлекательной (интересующей вас) информацией, тогда формальная логика подпитывается личным интересом.

Статистический метод частично является аналогией интуиции, но основан на объективных данных. В чем-то этот метод объединяет и индукцию, и дедукцию. В качестве статистических данных берутся реальные числовые показатели. Например, температура на улице, измеряемая по дням с помощью точного прибора — термометра.

Но между показателями измерений устанавливается интуитивная связь – ощущение времени (частота и продолжительность). Частота проявления низкой температуры, которая с каждым днем понижается, означает, что в будущем ждут заморозки.

Читайте также:  Симптомы рассеянного склероза у женщин: первые признаки на начальной и поздней стадии

В этом случае, ни один из фактов не является общим правилом для всех остальных, однако, сами измерения носят характер объективной информации, а сделанные выводы — основой для дедуктивных рассуждений.

Источник: https://blog.wikium.ru/kak-razvit-deduktivnoe-myshlenie.html

Внимание к мелочам: дедуктивное мышление как у Шерлока!

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о талантливой способности Шерлока Холмса, которая позволяла ему раскрывать сложнейшие преступления. Дедуктивное мышление – вот ее название. Как она может пригодится в повседневной жизни, если вы не следователь и даже не юрист? Что нужно сделать для ее развития? На эти вопросы мы постараемся ответить, но для начала, как обычно определимся с понятиями.

Что значит мыслить дедуктивно?

Под дедуктивным мышлением подразумевается возможность использовать логические операции для того, чтобы из общих рассуждений прийти к частному следствию. Началом дедукции обычно бывает аксиома или гипотеза. Если начало истинно, то и вывод будет правдив. Так что дедуктивные цепочки являются отличным способом неопровержимого доказательства.

Классическим примером дедуктивного умозаключения стало следующее: «Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен» (как, собственно, каждый из нас).

В чем отличие дедукции от индукции?

Индукция – процесс обратный. Здесь основанием выступает частное, из чего делается вывод. Если мы будем мыслить преимущественно индуктивно, то вполне вероятно возникновение логической ошибки.

На самом деле, многие стереотипы возникли в нашем обществе исключительно благодаря неоправданным обобщениям. К примеру, у женщины не складывается личная жизнь. Один ее партнер – алкоголик. Второй – любит погулять с ее подругами. Третий… И так далее.

На базе этих частных ситуаций она делает вывод: «Все мужики – сволочи» — и считает себя абсолютно правой.

Вот вам анекдот в тему:

Старый ковбой выпивает в баре, к нему подсаживается юная девушка и задает вопрос: «А правда ли, что вы настоящий ковбой?». Тот отвечает: «Я прожил на ранчо всю жизнь, чинил изгороди, перегонял и клеймил скот. Пожалуй, меня можно назвать настоящим ковбоем». Девушка задумчиво: «А вот я лесбиянка. Целыми днями думаю о женщинах.

Не успеваю проснуться с утра, как сразу же начинаю думать о них. Что бы я ни делала, все наводит меня на размышления о женщинах». Через какое-то время к ковбою снова подсаживаются. На это раз молодая пара: «А вы правда настоящий ковбой?».

Тот вздыхает: «Да, раньше я думал, что настоящий ковбой… И только сейчас понял, что на самом деле я лесбиянка».

Напомню, что дедукция берет за основу аксиому – то, что априори правдиво, либо гипотезу – то, что следует проверить. Поэтому дедуктивный метод мышления гораздо более эффективен, чем индуктивный. Хотя нужно признать, что они взаимосвязаны. Так, Шерлок Холмс использовал в своей практике оба способа размышления.

Замечательно, что у человека есть возможность соединять в себе трезвое логическое мышление и творческий процесс, наполненный яркими эмоциями. Это делает человека уникальным. Именно поэтому стоит гармонично развивать как эмоциональное восприятие, интуицию, так и логический образ мысли.

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Кому нужен дедуктивный способ мыслить

Понятно, что есть профессии, где дедукция является основным навыком, показывающим качество специалиста. Но не только им может пригодиться умение мыслить дедуктивно.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что наша система образования пытается уравнять интеллектуальные возможности детей так, чтобы не было очень глупых и очень умных. Ведь умные люди представляют угрозу для стабильной системы. Ими невозможно манипулировать, они не будут спрашивать, как правильно поступить.

Так что плюсы дедуктивного метода заключаются в личностном росте, умении самостоятельно мыслить. К тому же вы приобретете:

  • умение быстро находить верные решения, эффективно справляться с задачами,
  • нестандартное мышление,
  • подход к любому человеку и ситуации,
  • гибкий ум, а также развитую интуицию,
  • понимание мотивов, действий других людей, а также своего поведения.

Развитие дедуктивного мышления стимулирует не только активную работу мозга, но еще облегчает деятельность в принципе. Никто не может быть рожден интеллектуалом, этому возможно научиться, лишь постоянно работая над собой.

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Как стать Шерлоком

Привычные действия замедляют активность мозга. Он будто засыпает, переходя на автоматический режим. Ваша задача разбудить его, создавая ему условия для анализа. Что нужно сделать и чему научиться, чтобы достичь высокого уровня мастерства в дедукции:

  1. Обращать внимание на детали.

Именно мелочи позволяют увидеть более полную картину событий, прийти к верному выводу. Сосредоточенность и правильное эмоциональное состояние (позитивное и спокойное) – те качества, которые помогут вам не пропустить важную информацию, запечатлев ее в памяти.

Понаблюдайте за своими близкими, обычными прохожими, незнакомыми людьми в социальных сетях. Пробуйте составить их психологический портрет на основании тех деталей, что вы заметили.

Средний человек способен запомнить от 5 до 9 объектов за один раз. Настраивайтесь на нужный лад, занимайтесь развитием объема памяти. Для этого существует множество тренировок, мнемотехнических приемов.

  1. Вести дневник с записями.

Фиксируя пояснения и записывая детали того, за чем наблюдаете, вы структурируете информацию, начинаете анализировать ее. Эти пометки на первое время помогут не потерять важное.

  1. Концентрировать свое внимание.

Добиться этого можно различными способами. Например, Холмс играл на скрипке, курил трубку, а в это время его мозг просчитывал различные варианты событий.

Не беда, если вы не умеете играть на музыкальных инструментах и не курите. Попробуйте медитировать. Это поможет полноценно отдохнуть, к тому же сконцентрировать ум.

Во время медитации старайтесь полностью расслабить тело, следите за дыханием, отпускайте мысли.

  1. Мыслить критически, ничего не принимать на веру.

В этом поможет искреннее любопытство (как у детей), задавание множество вопросов: «Почему это важно?», «Зачем я хочу это запомнить?». Подобные вопросы организуют новые сведения в систему, тренируют мозг.

Интересуйтесь искусством, вопросами финансов и экономики, открытиями в области астрофизики и молекулярной биологии. Чем больше вы накопите знаний об окружающем мире, тем проще вам будет даваться процесс мышления. Выберете те области, что вам интересны, постарайтесь изучить их глубоко, а не поверхностно.

  1. Развивать гибкость мышления.

Старайтесь подбирать несколько способов для решения одной задачи. Внимательно слушайте других людей, пробуйте понять их точку зрения, возможно, она поможет раскрыть целостность ситуации.

  1. Разнообразить свою жизнь.

Делайте привычные вещи другими способами. Например, измените свою дорогу с работы до дома. Находите новые пути. Старайтесь больше путешествовать. Это не только дарит новые впечатления, но развивает также кругозор.

Нашему мозгу, как и мышцам нужны постоянные тренировки. Удачи в этом!

Делитесь статьей с друзьями через социальные сети. В х расскажите о своем индивидуальном способе развития дедукции. Пусть он пригодится остальным.

С уважением, Александр Фадеев.

  • Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!
  • Александр Фадеев
  • Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, м. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/deduktivnoe-myshlenie.html

Как развить дедуктивный метод мышления

Воплощение живого и гибкого ума Шерлок Холмс – вымышленный персонаж. Его прототип Джозеф Белл был врачом и наставником Конан Дойла. Навыки дедуктивного мышления будут полезны не только сыщикам – журналисты, диагносты, исследователи – каждый найдет применение методу в своей профессии.

Дедуктивное мышление: что означает этот метод, в чем отличие от индуктивного, как развивать наблюдательность, и пример такой гибкости ума, как у Шерлока Холмса

Как развить дедукцию (дедуктивные способности)

В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений — дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция — это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.

  • Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля Шерлоку Холмсу, которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.
  • Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего — полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному — рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.
  • Простейший пример дедуктивного умозаключения:
  • все металлы способны проводить ток;
  • серебро — это металл;
  • следовательно, серебро тоже проводит ток.

Методу дедукции противостоит метод индукции — когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:

  • реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
  • реки Енисей, Иртыш и Лена — сибирские реки;
  • следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины — обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины — лентяи».

В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем — наверно, он куда-то опаздывает.

Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер.

Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.

Как можно применить дедукцию на практике?

Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи — принять единственно правильное решение и пр.

Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.

Как развить дедукцию?

Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.

Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:

1. Решать задачи

Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления.

 Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

2. Расширять кругозор

Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

Читайте также:  Острый менингит: симптомы, что это такое, особенности серозного вида

3. Проявлять дотошность

Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат.

Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий.

Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.

4. Развивать гибкость мышления

Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

5. Быть наблюдательным

В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер.

(Конечно, это стоит делать незаметно — вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д.

, можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание

Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание — это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.

Произвольное внимание — это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

7. Совмещать дедукцию и индукцию

Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. — и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.

Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/5633/

Что такое индуктивное мышление, примеры

Термин «индукция» означает один из способов проверки умозаключения. Индуктивный метод мышления, по мнению философов, — это способ построения мысли. Который помогает найти какой-либо однородный признак, и при его помощи сделать вывод о конечном результате. Говоря простым языком: если для того чтобы создать логическое умозаключение в нескольких источниках информации выискиваются одинаковые признаки чего-либо. Это индуктивное мышление.

Противопоставляют ему дедукцию – когда из одного имеющегося признака выводят несколько умозаключений.

Вспомним Шерлока Холмса, который по грязи на ботинках мог определить, откуда приехал гость, чем он занимался до поездки, во время и после оной.

Человек, чтобы принять решение или сделать правильный вывод применяет оба метода в совокупности. Если использовать дедуктивный и индуктивный способы мышления по отдельности, высока вероятность неправильного умозаключения.

Исторический экскурс

Понятие «индукция» впервые было выделено в Древней Греции. Местные философы отличались особым интересом к познанию человеческого мозга и принципов его работы. Кто является основоположником индуктивного метода мышления?

Первым упомянул в своих работах этот способ Сократ. Он в своих изысканиях индукцию трактовал иначе. В его понимании, несколько исследуемых признаков могут указывать на разные выводы.

За ним Аристотель индуктивным мышлением назвал сравнительный анализ признаков и вывод, основанный на полученном из них общем показателе. Философ противопоставлял индукции силлогизм, как поиск усредненного признака.

В эпоху Возрождения эта теория подверглась резкой критике.

Силлогизм вообще перестали изучать как метод исследования получения достоверной информации. Индукцию считали самым верным способом определения истины. Современное понятие этого метода определил Фрэнсис Бэкон. Силлогизм, по его мнению, не заслуживает доверия.

Однако понятие индуктивного мышления в его трактовке силлогическому не противоречит. Основу метода Бэкона составляет сравнение. Ученый считал, чтобы прийти к достоверному заключению о чем-либо, необходимо проанализировать все имеющиеся признаки и выявить схожесть.

После объединить данные и получить четкую картину видения истинной сути события.

Следующим, кто внес вклад в изучение индуктивного способа мышления стал Джон Милль. Сторонник теории о том, что метод силлогизма не должен объединять схожие признаки. Правильнее будет рассматривать каждый из них в индивидуальном порядке. Индуктивное мышление он характеризовал как изучение однородных признаков одного явления. Выводы на основе общих признаков делаются путем следующих методов:

  1. Согласие. Если у нескольких явлений есть один общий признак – он их причина.
  2. Различие. Если у двух явлений среди массы схожих признаков есть одно отличие – это их причина.
  3. Остатки. После изучения всех признаков явления остаются те, которые не возможно отнести к его причинам на первый взгляд. Несмотря на то, что они кажутся порой абсурдными, часто один из них и есть причина изучаемого явления.
  4. Соответствие изменений. Когда различные явления меняются под действием одного обстоятельства – оно несет в себе суть причины.

Как видно из методов изучения, теория Бэкона основана на принципах дедукции. Метод остатков, например, где вывод строится из частных признаков.

Особенности индуктивного метода построения вывода

Различают два вида индукции:

  1. Общая индукция (полная). Из нескольких явлений поочередно изучается каждое. Ищут соответствие с определенным заданным признаком. В случае, когда все явления схожи в этом признаке – они имеют общую природу. Например: все книги на английском языке издательство выпускает в твердом переплете. Все книги на французском языке издательство выпускает в твердом переплете. Английский и французский – иностранные языки. Все книги на иностранных языках издательство выпускает в твердом переплете. Как видно из примера, индуктивное мышление не всегда приносит истинно верное решение.
  2. Выборочная индукция (частная). Вывод из этого метода часто не достоверен. Сравнивают выборочно признаки явлений. Исходя из итогов изучения, получают вывод о схожести явлений. Такое частное заключение не всегда правильное. Например: Сахар растворяется в воде, соль растворяется в воде, сода растворяется в воде. Сахар, соль и сода – гранулированные сыпучие продукты. Вероятно, все гранулированные сыпучие продукты растворяются в воде.

Использование

Индуктивное мышление как единственно верный способ получения достоверной информации использовать нельзя. В совокупности с дедуктивным они составляют всестороннее глубокое изучение выбранного одного или нескольких явлений.

Общий вывод, полученный дедуктивным методом, подтверждается признаками, выявленными путем индукции. Использование двух методик одновременно дает человеку возможность построить достоверный вывод, всесторонне изучив его элементы.

Те признаки, которые не являются истинными, сами отпадут в процессе обработки информации.

Результат выбирается путем сравнения оставшихся, наиболее вероятных элементов, подходящих по всем параметрам.

Судя по работам Декарта и других ученых, изучавших это явление, выводы строились при использовании комбинации дедуктивного и индуктивного мышления. Появление ложных выводов таким способом минимизировалось.

У ученого, который пытается «подогнать» признаки под желаемый вывод, появляются очевидные проблемы. Если использовать оба способа мышления.

Роль индукции в психологии

Часто у пациентов психологов индуктивный метод мышления превалирует в рассуждениях. В результате появляется масса выводов, не соответствующих действительности. Проявление патологий мышления проявляется из неправильно используемой дедукции. Такие выводы несут угрозу для жизни пациента.

Пример

Человек решает, что еда несет вред. Он полностью отказывается от приемов пищи. Вид и запах еды вызывает у него панические атаки. Психика перестает справляться и он не может есть. В моменты эмоциональных кризисов характерно проявление агрессии, пищевое расстройство может сопровождаться булимией или анорексией.

Это явление носит название «фиксация». Дедукция помогает справиться с ним. Лечение необходимо проводить под наблюдением профессионального психолога, желательно имеющего практику в такой форме отклонений.

Как развить логическое мышление

Психологи советуют несколько способов развития мышления:

  1. Решать задачи. Математика – самый яркий пример дедукции и индукции в совокупности. Решение задач позволяет отличить правду от лжи и учит ставить верные выводы.
  2. Новые знания. Рекомендуется больше читать, примеры из книг развивают мыслеформу. Человек выстраивает взаимосвязанные цепочки событий в голове, тренирует построение логических выводов.
  3. Точность. Добиваться конкретики в суждениях и выводах. Только точные формулировки и конкретизированные выводы дают понятие об истинном достоверном явлении.
  4. Развитие гибкости мышления. Опыт, который человек получает от жизни в целом и от общения, влияет на его суждения. Личность с узким кругозором не способна строить много вероятностей в развитии событий или объяснить явление наиболее полно.
  5. Наблюдения. Из них состоит внутренний опыт личности. На основе наблюдений строятся все выводы в жизни индивида.

Психологическая индукция, в большинстве случаев, означает развитие заболевания у человека или его погружение в ненормальное состояние.

Минусы индукции

Индуктивное мышление ограничено логическими выводами. Наличие схожих признаков в предмете изучения не доказывает его достоверность. Признаков, доказывающих истинность явления должно быть несколько, только тогда можно утверждать, что оно правдиво.

Использование исключительно индуктивного мышления делает выводы неправдоподобными. Построение мыслей подобным образом предполагает последующее рассмотрение схожих признаков на предмет их причин и сочетаний. Цель такого анализа: получить доказательства верных умозаключений. Они должны соответствовать критериям логики и рационализма.

Отличия методов мышления

Дедукция характеризуется поиском схожих признаков. После, на основе логических выводов, строится умозаключение. Варианты вероятных событий появляются из логических выводов, которые человек получает с помощью цепочки умозаключений.

В книгах Артура Конан Дойля знаменитый сыщик демонстрирует наглядно этот метод мышления. Философ Декарт дедуктивный метод мышления называл интуитивным.

Продолжительные размышления приводят к логически обоснованному, порой неожиданному, истинному выводу.

Индуктивное мышление используется чаще для проверки гипотез, полученных на основе дедуктивных построений мысли. Таким образом, индукция не может выбрать достоверное явление, зато отобрать его признаки может с удивительной точностью.

Примеры

Индуктивный способ мышления: предметом шуток является так называемая «женская логика». Когда из одного неверно сказанного слова делается вывод о сказавшем или о том, что он хотел сказать своей фразой.

Например: муж сказал, что я не досолила салат, муж заметил, что пятно на футболке не отстиралось, муж не хвалит меня за чистоту в квартире. Вывод: муж считает, что я плохая хозяйка. Хотя по сути вывод здесь не обоснован. Изученные признаки всего лишь иллюстрируют поведение мужа.

Дедуктивный метод в данном случае выглядел бы так: «муж сказал, что я пересолила салат, вкус салата ему не понравился, салат не вкусный». Вывод: «я не вкусно готовлю, по мнению мужа». Это пример пресловутой «женской логики», из-за которой часто начинаются скандалы в семье.

В заключение

Любое заключение, полученное путем индуктивного мышления, требует обязательной перепроверке на логику. В большинстве случаев эти умозаключения оказываются неверными. Для получения достоверного вывода и принятия правильного решения требуется несколько раз перепроверить схожесть признаков, построить логические цепочки и обосновать полученные результаты.

Анна Смирнова

Источник: https://labuda.blog/186908

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector