Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Мыслительные процессы протекают со свойственным им закономерностям, которые могут меняться в зависимости от преобладающего типа мышления.

Мышление представляет собой процесс познания окружающего мира, который находит отражение в психике человека и характеризуется опосредованностью, то есть использованием дополнительных средств связи с окружающим миром (вербальные, невербальные контакты, элементы восприятия и так далее) и обобщенностью, то есть группированием отдельных свойств и явлений по объединяющим их признакам.

Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Узнайте об этом из нашей статьи.

Классификация и примеры

Классификация мышления отражает его развитие в человеке по мере становления его нервной системы и психики.

Выделяют несколько типов мышления:

Наглядно-действенное

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

  • Эта форма развивается у человека раньше остальных и характерна для детей первых лет жизни.
  • Суть этого мышления сводится к конкретным действиям, через которые познается окружающая обстановка.
  • При этом у личности формируются «да-нет» установки, то есть какие действия несут что-то полезное и важное, почему стоит ихх повторять и говорить им «да», а какие наоборот могут принести вред, поэтому следует их избегать.
  • Таким образом формируется первый опыт, основанный на действительном познании.
  • Развитие этого типа мышления неслучайно в раннем детском возрасте, когда ребенок познает мир через органы чувств и свои собственные манипуляции: ползает, трогает, пробует на вкус и на ощупь.
  • При этом возникают ощущения со всех органов чувств, что и создает информационную базу данного типа мышления.
  • Однако оно актуально и в более взрослом возрасте но как элемент мышления: наблюдение за действиями объекта формирует наглядный образ, также работает и собственный деятельный опыт.
  • Можно сказать что это тип более примитивен и прост, однако достаточно эффективен в определенных ситуациях: обучении двигательным навыкам, освоение работы, требующей мелкой моторики, подражательном обучении и поведении.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Пример: опознавание движущихся объектов ребенком по характерному звуку (голос мамы), во взрослом возрасте избегание контакта с агрессивными людьми или злой собакой во избежание конфликта (опытным путем — действием установлены нежелательные последствия или же наблюдались таковые).

Наглядно-образное

Формируется следующим, в возрасте от трех лет. При этом типе мышления уже нет необходимости потрогать предмет и совершить с ним какое-то действие, человек вместо этого начинает представлять как бы он это сделал и ощутил.

То есть у личности формируются образы. И это неслучайно. В раннем детском возрасте происходит богатое накопление информации, полученной строго опытным путем «осматривания» и «ощупывания» окружающего мира.

По достижении определенного багажа таких знаний ребенок начинает додумывать и представлять как явление или предмет, так и целую ситуацию. С этим тесно связано бурное развитие воображения в детском возрасте, которое также можно представить как наглядно-образное мышление.

При этом нет еще способности абстрагироваться от ситуации и добавить понятийное восприятие действительности.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Наглядно-образное мышление во взрослом возрасте активно используется людьми творческих профессий, а также и в повседневной жизни, куда можно отнести непосредственное наблюдение за миром при помощи представлений и образов в условиях недостатка информации.

Пример: представление результата простой мозаики при игре у детей, у взрослых планирование интерьера квартиры в соответствии с образами.

Конкретно-предметное

  1. Занимает следующую ступеньку эволюции мышления и активно формируется в возрасте 5-7 лет.

  2. Его еще называют конкретно-действенным поскольку реализация этого мышления осуществляется в каких-либо профессиональных трудовых или обучающих условиях, когда человек на основе представлений и образов моделирует действие.

  3. Таким образом нарабатываются навыки в детском возрасте и структурируется рабочий и образовательный процесс в старшем.

  4. Этот тип как бы является синтезом двух предыдущих: познание мира происходит при помощи действия, и оно же и является конечным результатом, но вот реализация этого осуществляется при помощи наглядных конкретных образов.
  5. Пример: обучение езде на велосипеде или плаванию у ребенка, у взрослых выполнение плана — задания на работе или учебе.

Абстрактно-логическое

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Является венцом развития и формируется в старшем возрасте, когда развиваются такие навыки как способность к формулированию понятий и абстракции.

Человеку при этом не нужно видеть или представлять на основе опыта что-либо, он способен синтезировать информацию сам, сопоставив имеющиеся данные.

Абстрагирование представляет собой сложный процесс представления таких понятий и явлений, которые нельзя увидеть в окружающем природном мире. Логика является абстрактным примером.

При этом активно используются логические связи, выявление и построение закономерностей. Данный вид мышления опирается на развитые умственные способности личности и ее эмоциональную зрелость.

  • У взрослых людей абстрактно-логическое мышление является ведущим компонентом трудовой профессиональной жизни, но его формирование начинается еще в подростковом периоде.
  • Пример: решение математических и логических задач, научная деятельность.
  • У взрослого человека могут быть использованы все эти типы мышления в определенных ситуациях, когда они подходят.

Понятие как форма познания

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Начиная с наглядно-образного мышления у личности происходит становление такой формы познания как понятие.

Понятие означает объединение каких-либо свойств, которые характеризуют нечто цельное — явление или предмет.

По отдельным чертам и их взаимоотношению устанавливается этот предмет или явление, то есть они являются определяющими характеристиками. Понятийность расшифровывает значение и помогает в идентификации.

Для формирования такого инструмента восприятия необходимо накопление наглядных и практических данных о мире, которые позволяют синтезировать их в нечто собирательное и новое.

Понятие активно используется в абстрактно-логическом и предметно-действенном мышлении.

Переход у детей

Момент перехода наглядно-действенного в наглядно-образное мышление не всегда возможно точно установить, поскольку оба эти типа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако развитие наглядно-образного вида тесно связано с совершенствованием зрительной функции и восприятия, что можно охарактеризовать реакциями узнавания предметов и субъектов.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

  1. Наглядно-образное мышление активно начинает развиваться при начале игры с ребенком, когда ему нужно представить какой-то образ результата и пути его достижения.
  2. В это время возможно решение простейших практических задач: к примеру собрать пазл или цельную картинку по представлениям.
  3. Переход мышления сложно форсировать, поскольку развитие нервной системы имеет физиологический временной промежуток, однако можно активно развивать зрительное познание при помощи различных игрушек, картинок и других развивающих средств.

Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.

Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.

Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.

Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.

Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.

Диагностика

Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:

  1. Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.

    Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое.

  2. Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.
  3. Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

  4. «Собери картинку» — ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.
  5. «Лишний» — данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.

Значение

  • Наглядно-образное мышление является платформой для развития более сложных мыслительных операций.
  • На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления будет основным при решении различных подготовительных задач.
  • При этом у ребенка развиваются:
  • воображение;
  • пространственное восприятие;
  • логика и построение структурных связей;
  • различные методы оценивания ситуации (исключения, подбора и так далее);
  • способность к представлению без наличия предмета в поле зрения.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Особенное значение этот вид приобретает в творческой реализации, которая также помогает и развить его.

Поэтому если у ребенка обнаруживаются такие склонности, развитие наглядно-образного мышления идет гораздо быстрее, но также стоит и поддерживать этот процесс.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться в детском возрасте и является необходимым этапом развития ребенка. Оно основано на представление образов окружающего мира и формирует более сложные типы мышления.

  1. Также этот вариант мыслительных процессов продолжает использоваться и у взрослого человека, выполняя важную роль «представления» психики о мире, почему необходимо уделять время развитию мышления в детском возрасте.
  2. Проверка наглядно-образного мышления ребенка:

Источник: https://psyholic.ru/deti/naglyadno-dejstvennoe-myshlenie-primery.html

От наглядно-действенного к образному мышлению – прогресс дошкольника

Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс познавательной сферы — наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций. 

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • Наглядно действенное
  • Наглядно образное
  • Теоретическое

В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

Это может быть:

  • Аппликация из цветной и блестящей бумаги
  • Игры с конструкторами
  • Рисование карандашами, мелками, красками
  • Лепка из глины и пластилина.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным  ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детским ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления 

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка, едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или посещением экскурсий.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/naglyadno-obraznoe-myshlenie

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте: как и чему учить ребенка

Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?».

Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать.

Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?».

Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать.

Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. 

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.

Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу.  Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.

В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее.

Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства.

Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов.

  В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли.

Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.

И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры.

Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом.

Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.

В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень  — тяжелый, ему необязательно взять его в руки –  его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.  

Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами.

В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой.

В отличие от предыдущего этапа,  когда для того,  чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.

В этом возрасте развитие фантазии  и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг.  Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.

Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!

В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее? 

Наглядно-образное мышление в психологии: что предполагает этот тип, в каком возрасте ярко проявляется, с чем связано умение на следующих этапах развития, и примеры

В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет)  происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим.

 Речь позволяет мыслить не  образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств.

Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.  

Он часто сопровождает свои действия ми,  задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.  

К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.

Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия.

  Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями.

Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным).  У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.  

Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей.

В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими  образами, ему подносили сухие схемы,  не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира.

Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.опубликовано econet.ru 

  • Марина Озерова
  •    Как научить детей Благодарности
  •                                НИКОГДА не смейтесь над сыном!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/116443-etapy-razvitiya-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste-kak-i-chemu-uchit-rebenka

Вопрос ╣ 12 понятие о мышлении. особенности развития мышления на разных возрастных этапах

Вопрос
№ 12

Понятие
о мышлении. Особенности развития мышления
на разных возрастных этапах.

  • Мышление – это психический
    познавательные процесс отражения
    существенных связей и отношений предметов
    и явлений объективного мира.
  • Различают следующие логические формы
    мышления: понятия, суждения, умозаключения.
  • Понятие обозначается словом и
    отражает общие свойства предметов,
    отличающие их от других.
  • Содержание понятий
    раскрывается в суждениях,
    которые выражаются в словесной форме
    – устной или письменной, вслух или про
    себя.
  • Умозаключения – вывод нового
    суждения из одного или нескольких
    исходных суждении.
  • Человек пользуется двумя видами
    умозаключений – индуктивными и
    дедуктивными.
  • Индукция – это способ рассуждения
    от частных суждений к общему суждению
    (установление общих правил и законов
    на основании изучения отдельных фактов
    и явлений).

Пример:
человек узнает, что медь проводит
электрический ток, потом, что электрический
ток проводит серебро, а также ртуть,
свинец и т.д., он приходит к выводу: все
металлы проводят электрический ток.

Дедукция – это способ рассуждения
от общего суждения к частному суждению
(познание отдельных фактов и явлений
на основании общих законов и правил).

Пример:
школьнику заранее известна общая
закономерность – все металлы проводят
электрический ток. Установив, что ртуть
металл, он заключает, что ртуть проводит
электрический ток.

  1. Основными мыслительными
    операциями являются анализ,
    синтез, сравнение, абстракция, конкретизация
    и обобщение.
  2. Анализ
    это мысленное разложение
    целого на части или мысленное выделение
    из целого его сторон, действий, отношений.
  3. Синтез
    это мысленное объединение
    частей, свойств в единое целое.
  4. Сравнение
    это установление
    сходства или различия между предметами
    и явлениями или их отдельными признаками.
  5. Абстрагирование состоит
    в вычленении каких-либо
    свойств, признаков изучаемого объекта,
    в отвлечении от остальных.
  6. Конкретизация предполагает
    возвращение от общего
    и абстрактного к конкретному с целью
    раскрыть содержание.

Обобщение
мысленное объединение
предметов и явлений по их общим и
существенным признакам.
Например,
сходные признаки, имеющиеся в яблоках,
грушах, сливах и т.п., соединяются в одном
понятии, которое мы выражаем словом
«фрукты».

  • Виды мышления
  • В психологии сложилось несколько
    подходов к проблеме классификации видов
    мышления.
  • По степени развернутостимышление может быть
    дискурсивным,поэтапно развернутым
    процессом, и интуитивным,характеризующимся
    быстротой протекания, отсутствием четко
    выраженных этапов, минимальной
    осознанностью.
  • По степениновизны и
    оригинальности
    решаемых задач выделяют
    мышление репродуктивное
    (воспроизводящее
    )
    на основе образов
    и представлений, взятых из каких-то
    определенных источников, и
    творческое(продуктивное)
    мышление
    направлено
    на создание новых идей,его результатом
    является открытие нового решения той
    или иной задачи.
  • По характеру решаемых
    задач
    мышление
    делят на теоретическое
    основанное на теоретических размышлениях
    и умозаключениях, и практическое
    основано на суждениях и умозаключениях,
    связанных с решением практических
    задач.
  • В зависимости от
    содержания
    решаемой задачи
    выделяют
    наглядно-действенное,наглядно-образное,
    словесно-логическое
    и абстрактное
    мышление.
  • Наглядно-действенное
    – опирается на непосредственное
    восприятие предметов в процессе действий
    с ними.

Эта форма мышления наиболее характерна
для детей до 3 лет.

Ребенок этого возраста
сравнивает предметы, накладывая один
на другой или приставляя один к другому;
он анализирует, разламывая по частям
свою игрушку; он синтезирует, складывая
из кубиков или палочек «дом»; он
классифицирует и обобщает, раскладывая
кубики по цвету. Ребенок не ставит еще
перед собой цели и не планирует своих
действий. Ребенок мыслит действуя.
Движение руки на этом этапе опережает
мышление.

Наглядно-образное мышление
характеризуется опорой на представления
и образы.

Наглядно-образное мышление
связано с оперированием
образами
— человек
анализирует, сравнивает, обобщает
различные образы, представления о
явлениях и предметах. В простейшей форме
наглядно-образное мышление проявляется
у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Познавая
объект, ребенку не обязательно трогать
его руками, но ему необходимо наглядно
представлять этот объект.

Словесно-логическое мышление
– осуществляется при помощи логических
операций с понятиями.

Для словесно-логического
мышления характерно использование
понятий, логических конструкций,
которые
могут не иметь образного выражения
(например, стоимость, честность, гордость
и т.д.). Благодаря словесно-логическому
мышлению человек может устанавливать
общие закономерности, предвидеть
развитие процессов, обобщать различный
наглядный материал.

  1. Абстрактное мышление – основано
    на выявлении существенных свойств и
    связей предмета и отвлечении от других,
    несуществующих.
  2. Индивидуальные особенности мышления
  3. Индивидуальные особенности мышления
    проявляются в:
  • самостоятельности мышления т.е.умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями.
  • инициативности мышления, т.е. в стремлении самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи.
  • широте мышления, т.е. способности охватить вопрос в целом.
  • критичности мышленияспособности человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. С возрастом критичность мышления возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемыми, принимающими все на веру, являются дети.
  • гибкости мышления т.е. в преодолении сложившихся стереотипов мышления.
  • быстроте мышления т.е. в способности принимать быстрые решения.

Дошкольный
возраст
характеризуется
переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению которое
наиболее характерно для дошкольного
возраста.

В младшем
школьном возрасте
основное
развитие получает мышление. В этот
период совершается переход от мышления
наглядно-образного к словесно-логическому,
понятийному мышлению.

Мышление младшего школьника, особенно
первоклассника, наглядно-образное. Оно
постоянно опирается на восприятие и
представления.

В процессе обучения мышление интенсивно
развивается. Ученик постепенно научается
выделять существенные свойства и
признаки предметов и явлений, что
позволяет ему делать первые обобщения.
На этой основе у ребенка постепенно
начинают формироваться элементарные
научные понятия. На базе этого у школьников
формируются основы понятийного или
теоретического мышления.

  • Постепенно на протяжении младшего
    школьного возраста формируется
    словесно-логическое, понятийное мышление.
  • При переходе от младшего школьного
    возраста к подростковому
    мышление школьника качественно
    изменяется.
  • Суть изменения — в переходе от
    наглядно-образного мышления и начальных
    форм словесно-логического к
    абстрактно-логическому мышлению, в
    основе которого лежит высокая степень
    обобщённости и абстрактности.
  • В старших
    классах

    мышление характеризуется большей
    систематичностью; юноша может точно классифицировать более частные и более
    общие понятия.

Мышление учащихся приобретает
личностный эмоциональный характер.
Не
случайно в этом возрасте повышается
интерес к художественной и философской
литературе.

Личностный характер мышления старшего
школьника связан с тем, что в этот период
формируется обобщение представление
о самом себе, понимание и переживание
своего «Я», своей индивидуальности,
своей личности.

Источник: https://studfile.net/preview/2277251/

Мышление и его виды. Понятие предикативного мышления

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности. Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью. Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.  Мышление человека невозможно без языка.

Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя.

Так, при формулировки задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет.

Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.  Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).  С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
 

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.
  • Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.
  • Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
  • Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.

  Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышлением.

Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector