Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно связано с развитием речи. Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.

В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста

Наглядно-действенное мышление диагностируется у дошкольников с помощью достаточно простых методик, таких как, например, доски Сегена, “Почтовый ящик” и др.

Диагностика наглядно-образного мышления

Методика “Нелепицы”

Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически.

Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Обведи контур

В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны.

По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми).

Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.

  Развитие речи как фактор успешного развития ребенка

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам.

Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар.

Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.

Задания на нахождение закономерностей

В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Четвертый лишний

Задания содержат изображения предметов, среди которых нужно найти один лишний. Оставшиеся картинки нужно объединить под одним названием. Для детей трех лет это может быть набор: лиса, заяц, мяч, волк (лишний мяч, остальное — животные). Далее задание усложняется, например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк (лишний жираф, т.к. остальные животные живут в лесу).

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Диагностика творческого мышления

Признанный факт: творчество — это больше процесс, чем конечный продукт. Творческий подход к делу означает постановку перед собой задачи и поиск способов ее наилучшего решения.

Именно поэтому человека с творческими способностями отличает сильная потребность к познанию нового. Высокий уровень познавательной активности начинает проявляться в раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир. Увидеть ее проявления легко, наблюдая за малышом:

  • эмоциональные реакции на новые игрушки, предметы, ситуации проявляются ярко и находят положительный отклик на изменения;
  • большой интерес проявляется к новым людям, способам поведения, знаниям;
  • высокая потребность к подражанию, повторению услышанных слов, действий.

Вопросы склонных к творчеству малышей могут быть неожиданностью для родителей и вызывать ступор, т.к. пытливый ум детей углубляется в интересующий вопрос. В 5 лет пытливые умы начинают проводить эксперименты, пробуя найти ответы самостоятельно.

Также в 5-6 лет растущий уровень потребности к познанию окружающего мира подталкивает малыша уже самого пытаться отвечать на собственные вопросы. Поиск решений задач производится планомерно и последовательно.

Ближе к младшему школьному возрасту у ребенка возникает потребность делиться своими открытиями с ближайшим окружением.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев, выявленных американским учёным П.Торренсом:

  • продуктивность;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • разработанность творческих идей и решений.

Для оценки творческих способностей детей дошкольного возраста применяются методики, дающие простор для фантазии, в процессе работы над заданием ребенок может проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал.

  Знакомство с народными промыслами в средней группе

Скачать материал: Диагностика мышления дошкольников

Методики для диагностики творческих способностей дошкольников

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой

В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность. Низший балл получают участники, отказавшиеся от предложенного задания, пересказавшие известную сказку. Высший балл — дети, которым удалось самостоятельно придумать сказку и подробно ее изложить.

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптация Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

Методика содержит две фигуры (капля и боб), бланк с незавершенными контурами изображений и бланк с повторяющимися линиями, которые применяются для решения трёх задач (длительность выполнения каждой — 10 минут):

  1. “Нарисуй картинку” — для создания рисунка используются тестовые фигуры. Исходные формы можно дополнять нужными деталями, а далее нужно придумать название для получившейся картины.
  2. “Незавершённые фигуры” — ребенку предлагается представить, на что могут быть похожи 10 исходных незаконченных фигур. Каждая из них привязана к устойчивому образу, но чем креативнее созданное изображение, тем более творческим является мышление дошкольника. Каждой законченной картинке необходимо дать название.
  3. “Повторяющиеся фигуры” — дошкольнику даётся бланк, на котором изображены повторяющиеся парные линии. Из каждой пары линий необходимо создать рисунок. Для этого задания важно рисовать без повторений, придумывая разные изображения.

Оценка выполненных работ производится с учётом продуктивности, гибкости, оригинальности и детализации выполненных заданий.

Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”

В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения.

После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.

Творческое задание “Три краски”

Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку.

Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий.

Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.

Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.

Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.

Заключение

Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее становится организация его нервной системы. Для развития мышления ему нужна помощь взрослых, которые помогут ему познать этот мир. Поэтому следует как можно раньше начинать заниматься с детьми, формируя их интерес к окружающему миру.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/diagnostika-myshleniya

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.  То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?На следующем этапе, с  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет.  Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты  (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет:  «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе».

Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот —  это животное, которое ловит мышей и любит молоко».

Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Препараты для профилактики инсульта головного мозга: какие таблетки применяют, как предотвратить с помощью медикаментозной терапии, а также описание групп лекарств

Творческое мышление

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип  не обусловлен факторами  роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника.  Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.

Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.

Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок.

Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.
  • Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие  дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.
  • Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvitie-myshlenija.html

Развитие мышления дошкольников: что важно знать родителям

Развитие мышления дошкольника проходит три этапа. До трех лет у крохи развивается наглядно-действенное мышление. Ребенку важно видеть и делать. Поэтому он всё хватает, тянет в рот, теребит и, как кажется нам, взрослым, всё портит: ломает игрушки, рвет книжки, царапает предметы мебели.

На самом деле он проявляет исследовательский интерес и изучает, как устроен мир. Малыш узнает, что бумага рвется, а картон нет. Что хлеб мягкий, а кубик жесткий. Что живая кошка, если ее тянуть за хвост, царапается, а игрушечная бездействует. Что вода в ванночке теплая, а в осенней луже — холодная.

Чем больше таких «открытий» случится с вашим малышом, тем богаче будет его понимание мира. Перед родителями стоят три задачи:

  • не мешать ребенку изучать окружающие предметы (а это и трава, и камни, и одежда, и мамины украшения, и бабушкины очки);
  • обеспечить ему адекватную степень безопасности (ожоги — это чересчур, но понять, что горячее — это неприятно, малыш сможет);
  • создать условия, чтобы подручные средства помогали крохе делать новые открытия: крышка от кастрюли гремит и катится, у табуреток бывают металлические ножки и деревянные, манная крупа интересно сыплется, сапожки бывают кожаные и резиновые. Пусть не все становятся эйнштейнами, но помочь в развитии мышления можно и с самыми обычными бытовыми предметами.

С трех-четырех лет формируется наглядно-образное мышление.

Ребенок также продолжает познавать этот мир и руками, просто сейчас он уже предвидит результат своих действий. Малыш учится выполнять простые задания по схемам. Например, он с увлечением найдет выход из лабиринта и поможет зайчику спастись от волка, а яблоку попасть в корзинку. Различные конструктивные игры для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей этого возраста мамы и папы найдут в пособии «Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3-4 лет». Книга не только описывает различные совместные игры для детей и родителей. В пособии есть вкладка с геометрическими фигурами разных цветов. Складывая круги, квадраты и полоски по образцу, малыш увидит растения, животных и насекомых. А при выполнении ваших спонтанных заданий, ребенок не только запомнит цвета и фигуры. У него будет развиваться мелкая моторика и воображение. Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Играем и конструируем. Занятия с детьми. 3-4 года

Белошистая А. В.

Наглядная опора всё еще играет важную роль. Особенно это проявляется при слушании книг. Четырехлетний ребенок не может просто представить, как выглядят сказочные персонажи и описываемые события, ему надо увидеть их.

Поэтому в рекомендации по развитию мышления дошкольников входит и чтение книг с красочными иллюстрациями.

Зато с какой радостью взрослые потом перелистывают книги со сказками и любимыми картинками из своего детства!

К пяти годам ребенка повышается интерес к сюжетно-ролевой игре, где появляются более сложные действия с другими детьми. В большинстве случаев в своих играх мальчики и девочки подражают поведению взрослых: «ходят в магазин», «стригутся», «готовят еду», «ведут автомобиль».

В отличие от младших детей пятилетки в игре опираются не на игрушки, а на взятую на себя роль. Они уже могут заменять смысловые игрушки на не несущие определенную функцию предметы.

Так, например, часто в ролевых играх вместо бумажек и монеток дети в качестве денег используют листочки с деревьев и «обедают» с пустой посудой, только имитируя действия едока.

Уровень речевого развития связан со степенью развития мышления. Речь к пяти годам усложняется и становится более четкой. В то же время развивается словотворчество.

Ребенок не просто усваивает и копирует речь взрослых, но и анализирует их слова и на основе этого формирует свои. Например, пятилетняя девочка, первый раз побывавшая в жаркой бане, жеманно сказала: «Ох, мне стало дурно от горячини».

Объясняя, что такое горячинь, девочка сказала: «Ну, вот бывает теплынь, а еще бывает холодынь и горячинь».

Дошкольник осмысливает причины разных явлений и событий, давая им самые разнообразные объяснения. Он задает много вопросов: почему падают листья и не видно фей, почему не падает самолет и наступает зима. При этом детские предположения удивительно сочетают в себе научные выражения, ссылки на технические аналогии и наивные представления.

Хрестоматийный пример — ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» мальчика Ромы пяти с половиной лет. Малыш ответил: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». Если учесть, что эту версию выразил ребенок в эксперименте 1970-х годов, то неудивительно, что современные дети выдают более «техногенные» и «компьютеризированные» предположения.

В них взрослые увидят совмещение магических идей и логику непосредственного восприятия.

Особенности развития мышления у дошкольников проявляются и через изобразительную деятельность. Большинство детей среднего дошкольного возраста интересуются рисованием. Далеко не все в этом возрасте рисуют у человечков шею, уши, брови, ресницы, пять пальцев, одежду и обувь. Важно, чтобы ребенок изображал голову, туловище и конечности в виде палочек, а также глаза, рот и волосы.

Пятилетний ребенок может выделять предметы уже по двум признакам: подушка мягкая и квадратная, яблоко сладкое и зеленое, ваза стеклянная и высокая.

Он способен понять, что стул и стол — это предметы мебели, апельсин и груша — фрукты, а автомобиль и автобус относятся к транспорту. Освоить и закрепить эти знания ему поможет пособие «Учимся думать. Что с чем объединяется?».

Занимаясь с этим комплектом рабочих тетрадей, малыш научится выделять лишние предметы, поймет, чем различаются белка и голубь и что общего между каретой и трамваем.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Учимся думать. Что с чем объединяется? Рабочая тетрадь

Салмина Нина Гавриловна

Как вы считаете, «чем ворон похож на письменный стол?» Поиск общего в непохожих (на первый взгляд!) и различий в близких объектах — одна из основ логического мышления будущего инженера или программиста, да и любого здравомыслящего человека. Умение оперировать знаками и символами, классифицировать и обобщать на основе выделения существенных признаков объекты и их родовидовые отношения станет базой для будущих математических успехов.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться словесно-логическое, или понятийное, мышление. 

Ребенок учится самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач и пользоваться разными формами обобщения. С помощью речи он выражает логические умозаключения и аргументирует свои мысли. Полностью понятийное мышление сформируется к подростковому возрасту.

В начальной школе нередки ситуации, когда ребенок хорошо решает задачи с помощью одного вида мышления и испытывает сложности, если задача сформулирована по-другому. У детей пока главенствует образное мышление.

Читайте также:  На каком сроке беременности начинает тошнить и кружиться голова, когда бывают подобные приступы, что это за симптомы, может ли это быть первым признаком зачатия?

Их рассуждения бывают нелогичными при сравнении, например, количества и величины предметов. Поэтому родителям стоит обратить внимание на развитие у дошкольников словесно-логического мышления.

Чем раньше взрослые начнут развивать этот вид мышления, основанный на ощущениях и восприятии ребенка, тем легче малышу будет учиться в школе.

Развитие логического мышления у дошкольников, как и у взрослых, определяется способностью пользоваться мыслительными операциями:

  • анализ — мысленное разделение целого на составные части. Например, ребенок в 4 года уже знает, что у ромашки есть корень, стебель, листья, «глазочек» и лепестки. Более сложная форма анализа — это понимание, что, например, для игры в парикмахерскую надо подготовить «рабочее место», необходимые игрушечные инструменты и средства. Кроме этого, нужен не только парикмахер, но и его клиент. Проанализировав и правильно подготовившись к игре, дошкольник во время «обслуживания клиента» не будет отвлекаться на то, что ему чего-то не хватает;
  • синтез — обратная операция, когда дошкольник собирает различные части в одно целое. Наиболее яркий пример синтеза — это складывание из букв и звуков слогов, из слогов — слов, из слов — предложения, из предложений — текст;
  • сравнение — это установление схожести и различий предметов. Ребенок понимает, что яблоко и вишня круглые и красные, но при этом фрукт большой и с семечками, а ягода маленькая и с косточкой внутри;
  • обобщение — объединение объектов, основанное на существенных признаках. Например, трехлетний ребенок еще не может обобщить ботиночки, сапожки и сандалики и назвать их одним словом «обувь». Но он догадается взять в качестве ложки палочку;
  • классификация — это выявление сходств и различий у предметов и явлений. Пяти-шестилетний ребенок уже может классифицировать цветы, выделяя комнатные, полевые, садовые и лесные.

Выполнение заданий из пособия «Исследуем свойства предметов» не только помогает детям изучать свойства и отношения между предметами и явлениями, но и освоить мыслительные операции. В целом это способствует развитию логического мышления у старших дошкольников, а также речи, памяти и воображения.

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?

Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет

Кочурова Елена Эдуардовна

В пособии представлены задания, направленные на развитие у ребёнка 5-7 лет умений познавать мир, изучать свойства и отношения предметов и явлений, находить, запоминать, сравнивать, сопоставлять объекты, проводить несложный анализ.

Постепенное усложнение заданий способствует развитию памяти, воображения, мышления.

В процессе специально организованного, целенаправленного и систематического общения и сотрудничества со взрослыми при выполнении заданий у ребёнка интенсивно развивается речь, формируются умения рассуждать, сравнивать, строить умозаключения.

С ребенком можно играть в домино, головоломки и другие настольные игры, которые заставляют малыша думать и анализировать: «Противоположности», «Съедобное — несъедобное», «Путаница», «Найди похожую фигуру» и другие. Развитие логического мышления дошкольников через развивающие игры происходит легко и непринужденно.

Давайте крохе различные картинки, чтобы он описывал и сравнивал сюжеты. Задания с кубиками Коса и их модификациями (кубики с гранями двух или четырех разных цветов; на двух гранях по диагонали расположены два цвета) развивают зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие и конструктивные способности ребенка.

Этому способствуют и игры-конструкторы «Танграм» и «Колумбово яйцо». Детали, из которых собирается квадрат или овал, надо сложить так, чтобы из них получились другие фигуры, например, зайца, черепахи, кенгуру.

Важное условие: необходимо использовать все детали первоначальной фигуры, при этом они не должны перекрывать друг друга.

Для развития мышления старших дошкольников необязательно использовать только учебные ситуации. Обычная прогулка может стать познавательной. По дороге домой можно сравнивать высокие и низкие дома, деревья или людей. Обсуждайте с ребенком, чем похожи и чем различаются трамвай, троллейбус и поезд.

Наблюдайте за сменой времен года и сезонными изменениями в одежде и обуви. Развешивая на елку новогодние украшения, обсудите, из каких материалов они сделаны, какой формы игрушки и почему их не вешают, например, на березу.

В такие мгновения, когда мамы и папы на ходу придумывают задания для развития мышления дошкольников, закрепляется авторитет умного родителя, с которым интересно общаться.

Как вы видите, ничего сложного в том, чтобы помочь вашему малышу развивать мышление, нет. От родителей требуются только любовь, систематичность и усердие. Тогда ваш ребенок не просто разовьет свои способности, что поможет ему в жизни, но и с благодарностью будет вспоминать свое детство.

Педагог-психолог Ольга Иванова

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/razvitie-myshleniya-doshkolnikov-chto-vazhno-znat-roditelyam/

Методы диагностики мышления детей 3-5 лет

Наглядно-действенное мышление: особенности у дошкольников и не только, диагностика, примеры, и что дает информацию об уровне его развития у детей разных возрастов?Методы диагностики мышления детей 3-5 лет

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики.

Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач.

В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Скачать конспект

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей [5].

Методики для оценки образно-логического мышления

Методика «Времена года» [5].

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е.

объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

  • Оценка результатов
  • 10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
  • 8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
  • 6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
  • 4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
  • 0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать) [5].
  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8-9 баллов — высокий.
  • 6-7 баллов — средний.
  • 4-5 баллов — низкий.
  • 0-3 балла — очень низкий.
  • Методика «Раздели на группы» [5].

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп [5].

  1. 8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
  2. 6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
  3. 4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
  4. 2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
  5. 0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
  6. Выводы об уровне развития
  7. 10 баллов — очень высокий.
  8. 8-9 баллов — высокий.
  9. 4-7 баллов — средний.
  10. 2-3 балла — низкий.
  11. 0-1 балл — очень низкий.
  12. Методики для оценки наглядно-действенного мышления
  13. Методика «Воспроизведи рисунки» [5].

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 25, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребёнку дается фломастер темного цвета и рис. в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нари-совал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов [5].

  • 5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.
  • 4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
  • 2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
  • 0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.
  • Методика «Вырежи фигуры» [5].
  • Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Читайте также:  Таблетки от менингита: лучшие и недорогие препараты для лечения, амоксиклав, амоксициллин и другие лекарства

Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) [5].

  1. Оценка результатов
  2. В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
  3. 10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
  4. 8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
  5. 6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
  6. 4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
  7. 2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
  8. 0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
  9. Выводы об уровне развития
  10. 10 баллов — очень высокий.
  11. 8-9 баллов — высокий.
  12. 4-7 баллов — средний.
  13. 2-3 балла — низкий.
  14. 0-1 балл — очень низкий.
  15. Список литературы
  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144 с. 1.
  2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / М. Доналдсон; Науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. – Москва: Педагогика, 1985. – 189 с. 6.
  3. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с. 7.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с. 10.
  5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
  6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
  7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/17412.html

Возрастные особенности мышления

Ранний возраст.
Мышление
в первые годы жизни тесно связано с
восприятием, оно как бы слито с ним и
определяется механизмами сенсомоторного
взаимодействия. Ребенок, действуя с
предметами и манипулируя ими, проявляет
познавательную активность.

Она как бы
«встроена» в ситуации, в которых
реализуется.

По мере совершенствования
предметно-манипулятив-ной деятельности
ребенка создается база для вычленения
признаков предметов из средового фона
и для освоения процедур мышления –
оперирования обобщенными признаками
объектов.

Образная категоризация
– первая мыслительная операция –
обнаружение общих характеристик
предметов. Она лежит в основе формирования
более зрелой мыслительной операции –
обобщения, развитие которой связано с
освоением слова.

С развитием речи и ее
обобщающей функции в детском возрасте
выделяется в качестве самостоятельного
психического феномена наглядно-действенное
или практическое
мышление
.
Т.о.

, психосенсорное развитие, приводящее
к формированию образной категоризации,
и способность обобщения в речи
обусловливают ход развития мышления
ребенка.

Первую фазу развития
мышления ребенка называют сенсомоторной,
тем самым, акцентируя связь мыслительных
процессов с развитием сенсорных и
моторных функций, а также с их интеграцией
в общем акте двигательного действия в
отношении того или иного образа действия.
Акты сенсомоторного мышления направлены
на практическое удовлетворение
потребностей ребенка, т.е. на успех
действия, а не на познание как таковое.
Сенсомоторный интеллект является
интеллектом просто «пережитым», а не
рефлексивным.

На основе стадии
сенсомоторного мышления формируется
предоперационное мышление или стадия
конкретных операций, для которой частично
свойственна рефлексия. Переход от
сенсомоторного мышления к предоперационному
осуществляется благодаря трем условиям
развития мышления:

  1. увеличение скорости процессов восприятия и действия в среде, позволяющее слить в единый комплекс ряд последовательных актов – определяется созреванием нейрональных систем мозга;

  2. начальное проявление осознанности самих действий – связано с поступательным развитием речи;

  3. «расширение расстояний, позволяющее дополнить действия, направленные на реальность, символическими действиями, которые направлены на представления и выходят за пределы близкого пространства и близкого времени».

Речевое развитие
ребенка влияет на динамику развития
мышления, заметно его ускоряя. Существует
возможность освоения абстрактных
процедур уже на фазе наглядно-действенного
(предоперационного) мышления и в период
преобладания сенсомоторного интеллекта.

Так, усвоение числа и связанных с ним
представлений о количестве начинается
в возрасте между полутора и двумя годами.
Многие, но не все дети обучаются счету
почти одновременно с освоением
существительных и глаголов.

Как показывают
эксперименты, выполненные в игровой
форме, далеко не все дети 2 – 3 лет способны
уверенно отличить единичный предмет
от нескольких подобных. Оказалось, что
дети, не достигшие трехлетнего возраста,
могут выполнить задание по отделению
двух или трех предметов из многих.

Таких
младших дошкольников достаточно много.
Однако только 30 – 40% способны правильно
обозначить словесной формой – числительным
– отдельные предметы.

Причем практическое
владение понятием единичного и
множественного, а также оперирование
ими в словесной форме в виде счета
предметов тесно связаны со степенью
развития пространственной эмоциональной
памяти и уровнем сформированности
сенсорных эталонов. Существует
значительный индивидуальный разброс
освоения категорий и операций мышления,
таких как число и счет.

Современный
урбанистический ребенок по сравнению
с его сверстниками, жившими полвека
назад, оказывается погруженным в более
интенсивный информационный поток,
который по законам ген-средового
взаимодействия модифицирует темпы и
сущность развития высших психических
функций, в том числе и мышления.

Мышление
дошкольника.

В возрасте от 4 до 7 лет происходит
постепенная концептуализация мыслительной
деятельности, которая подводит ребенка
дошкольного возраста к дооперационному
мышлению.

Мышление детей этого возраста
остается в значительной степени
наглядным, включающим элементы умственных
абстрактных операций, что может
рассматриваться как прогрессивное
изменение по сравнению с предыдущим
ранним возрастом.

Мышление старшего
дошкольника принято называть
наглядно-образным,
основная особенность которого – решение
ребенком жизненных задач не только в
ходе практических действий с предметами,
что характерно для наглядно-действенного
мышления, но и в уме с опорой на образы
– представления об этих предметах.
Успешное осуществление данных мыслительных
процедур возможно только в том случае,
если ребенок может комбинировать и
сочетать в уме разные части предметов
и вещей, выделять в них существенные
инвариантные признаки, важные для
решения различных задач. Уровень
сформированности наглядно-образного
мышления определяется развитием
зрительного восприятия, кратковременной
и долговременной памяти. Примерно к 4
годам у дошкольника в целом завершен
процесс формирования основных психических
функций, что создает необходимую базу
для становления и интенсивного развития
наглядно-образного мышления ребенка.

В старшем дошкольном
возрасте начинают появляться элементы
более зрелого – словесно-логического
– мышления.

Результаты экспериментального
изучения интерпретации сюжетных
изображений свидетельствуют о слабом
развитии обобщения у детей 3 – 4 лет, о
его затруднении у 30% детей пятилетнего
возраста и практической доступности
процедуры обобщения для шестилеток.

Появление нового вида мышления не
отменяет действие предыдущих, а это
предъявляет особые требования к
диагностике интеллектуального развития
детей, связанные с необходимостью оценки
выраженности всех видов познавательной
деятельности, а не только тех, которые
оказываются ведущими в данном возрасте.

Таблица 8. Проценты
правильно решенных задач с опорой на
вид мышления.

Возраст Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Словесно-логическое мышление
3 – 4 года 55% 18%
4 – 5 лет 85% 54%
5 – 6 лет 86% 54% 15%
6 – 7 лет 96% 72% 22%

Главным изменением
процесса мышления в дошкольном возрасте
является перевод внешнего действия во
внутренний план, что обеспечивает к
концу дошкольного детства способность
действовать в уме.

Развивающиеся
внутренние операции удваивают предметную
реальность за счет развития систем
перпеции и памяти, а также дальнейшего
развития внимания.

Проявление способности
действовать в уме, а не только в реальном
физическом пространстве имеет два
различных следствия:

  1. появление начальных признаков рефлексии не только в отношении результата, но и действий по его достижению;

  2. прогрессивные изменения мышления порождают всплеск детского воображения и фантазии как основ творческой активности ребенка.

В возрасте до 5 лет
еще не развито планирование и построение
действий в уме в соответствии с замыслом.
Затруднено прогнозирование результата
воображаемого и практически не
реализованного действия. Достаточно
долго дошкольники не могут сообщить о
том, что они собираются сделать фактически
до начала действия.

Это заметная
особенность как игровой, изобразительной,
так и отчасти трудовой деятельности.
Можно сказать, что воображение творит
замысел в образной форме без необходимого
вербального обобщения, который затем
становится предметным, например, в
изображении.

В большинстве случаев у 3
– 4-летних детей появляется сначала
рисунок, изображение, фигурка, а потом
уж ее обозначение.

Процесс обозначения
замысла чрезвычайно труден для детей
этого возраста, поэтому любые предложения
ребенку заранее составить программу и
потом по ней действовать приводят к
разрушению спонтанной и самостоятельной
деятельности и отказу от нее.

В возрасте от 4 до
5 лет происходят существенные изменения
в развитии механизмов мышления и сознания
ребенка в форме усвоения норм, правил
и образцов поведения, что естественно
укрепляет его «Я».

При этом поведение
дошкольника становится все более
осознанным в сравнении с предыдущим
периодом, но при этом снижается вклад
воображаемых действий в его психические
процессы.

Возможно, этим обстоятельством
объясняется снижение продуктивности
творческого воображения на границе 5 –
6 лет, когда дошкольник начинает
контролировать речевую и игровую
активность, сверяя свои побуждения и
замыслы с реалистичностью их исполнения
и стандартами принятых действий.

Мышление
младшего школьника.

Мышление первоклассника остается все
еще конкретным и близким по своим
качествам к мышлению ребенка старшего
дошкольного возраста. В целом оно
опирается на наглядные образы и конкретные
представления о предметах и явлениях.

Формирование понятий является важнейшей
задачей учебной деятельности, которая
затруднена в своем практическом решении
наличием слабости процессов абстрагирования
и классификации. Известно, что
первокласснику для понимания того, что
должно быть усвоено, всегда нужен
реальный предмет или его изображение.

Для прогрессивного преобразования
этого предметно-практического
мышления в теоретическое, являющегося
целью обучения, необходимо формирование
абстракции.

Прогрессивные изменения,
происходящие в процессе направленного
обучения, строятся на основе накопления
сенсомоторных схем действий, их
классификации и соотношения с функциями
обобщения слов и лексических сочетаний.
В конце обучения в начальной школе
возможен переход на следующий и более
сложный тип мышления – дооперационный,
который строится на способности к
абстрагированию и обобщению.

Источник: https://studfile.net/preview/3852878/page:49/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector