Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Клиповое мышление – что это такое? Вы замечали, как многие люди одновременно выполняют 2,3, а то и 5 дел? Просматривают новости в социальных сетях, разговаривают по телефону, слушают музыку и т.д.

? Вот они и обладают мышлением такого типа. Берутся за все сразу, но не вникают в суть каждой отдельной задачи. Таким людям сложно анализировать происходящее вокруг, мыслить, используя логику. Но они могут быстро принимать решения.

Хорошо это или плохо?

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Сложно однозначно сказать, что означает это понятие. В психологии процесс мышления – совокупность нескольких составляющих. Это память, внимание, воображение, восприятие. Они отвечают за получение и обработку информации.

Слово клип (англ. Clip) переводится как фрагмент текста, часть газеты, небольшой отрывок из фильма или видеоролика. Последние обычно состоят из отдельных частей, которые практически не связаны друг с другом по смыслу. Получается, что человек видит не саму суть, главную идею, а несвязную последовательность событий или действий.

По такому типу построены современные фильмы, мультики, музыкальные клипы. Между блоками, из которых они состоят, нет логической связи. То же самое касается прессы, телевидения. В газетах проблемы обсуждаются поверхностно. А по телевизору преподносят столько информации и рекламы, что зритель просто теряется. Не успев осмыслить что-то одно, он тут же переключает внимание на другое.

Можно сделать вывод, что клиповое мышление – это невозможность осваивать большие объемы информации. Это такое восприятие окружающей реальности, при котором в сознании формируется красочный, но кратковременный образ. Надолго он не задерживается, а сменяется другим, таким же ярким и разрозненным.

Те, кто застал старую систему образования, сейчас также стали замечать, что не воспринимают большой объем информации. Чтение больших книг превратилось в пытку. Хочется быстро пробежаться глазами по тексту, получить общее впечатление и заняться чем-то другим.

Главная причина такой ситуации – изменение ритма жизни. Головной мозг просто защищается от перегрузки. Он выбирает короткий путь: задействует кратковременную, а не долговременную память.

Вторая причина развития клипового или понятийного мышления – необходимость в отборе наиболее важной информации. В сегодняшнем мире она подается в виде ярких, запоминающихся образов, характеризующихся также эмоциональностью, высокой скоростью восприятия, постоянным обновлением.

Проявления клипового мышления

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Первые клипы на телевидении у многих вызвали недоумение. К беспорядочной смене порой бессмысленных картинок привыкнуть было сложно. Однако со временем головной мозг привык к такой подаче информации, научился правильно ее воспринимать и обрабатывать.
На сегодняшний день в психологии выделяют несколько проявлений клиповости мышления:

  • неспособность воспринимать большой объем информации;
  • чрезмерная утомляемость;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • потребность в большом количестве впечатлений;
  • постоянная спешка;
  • стремление к выполнению сразу нескольких задач;
  • излишняя внушаемость;
  • отсутствие системности в знаниях;
  • поверхностные суждения;
  • прокрастинация или откладывание дел на потом.

Особенно сильно клиповое мышление проявляется у современных школьников. Раньше ученики легко выдерживали урок длиной 45 минут. Сейчас им сложно быть внимательными и сосредоточенными больше 15.

Плюсы и минусы клипового мышления

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Клиповое сознание имеет массу особенностей. Оно лишает современного человека возможности иметь свою точку зрения, отстаивать свое мнение, анализировать информацию. И это только начало.

Недостатки

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Первый недостаток – снижение способности концентрировать внимание, проводить анализ и систематизацию полученных данных. В сознании человека с клиповым мышлением они не задерживаются, сменяясь все новыми и новыми образами.

Такое состояние негативно влияет на все сферы жизни. Взять, например, бизнес. Здесь умение анализировать ситуацию пригодится в любом случае. Оно понадобится во время принятия серьезных решений, на переговорах.

Второй минус клипового мышления – падение успеваемости у детей. Школьникам стало сложно воспринимать чужую информацию. Они не читают, а если и читают, то не понимают смысл прочитанного. Изложение для них – настоящий подвиг. Согласно исследованиям, знания усваиваются всего на 10%.

Недостатком клипового мышления у молодежи и людей старшего возраста можно назвать и тот факт, что люди становятся уязвимыми перед манипуляциями. Вспомните, сколько раз вы поддались порыву купить то, что увидели в телевизионной рекламе? Наверняка было много таких случаев. Это не удивительно. Главная задача рекламы – вызвать у человека эмоции. После их появления он просто не может здраво рассуждать и анализировать ситуацию.

Еще один минус – ослабленное чувство сопереживания. Ежедневно люди видят сотни роликов с жестокостью и насилием. В результате порог их чувствительности к таким событиям сильно повышается. Они, конечно, могут переживать кому-то. Но уже в следующее мгновение эта реакция сменится чем-то другим.

  Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта

Плюсы

Из положительных сторон клипового мышления можно выделить:

  1. Головной мозг защищен от информационных перегрузок. По мнению многих ученых, мышление такого типа – это способ адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Сознание автоматически подстраивается под необходимость перерабатывать огромное количество информации из разных источников.
  2. Развивается многозадачность. Человек с клиповым мышлением может выполнять сразу несколько дел, например, слушать музыку, переписываться с друзьями, делать уроки и т.д.

Также к плюсам можно отнести скорость реакции. Британский футуролог Джеймс Мартин говорил, что люди разделятся на 2 типа:

  • те, кто читает книги и обладает продолжительным мышлением;
  • люди экрана, обладающие клиповым мышлением.

Представители второй группы быстрее других реагируют на изменения жизненных обстоятельств, легче приспосабливаются к ним.

Как избавиться от клипового мышления

Борьба с клиповым мышлением начинается с осознания проблемы. Есть несколько эффективных способов научиться мыслить глубоко, а не поверхностно.

Читайте художественную литературу и смотрите старые фильмы

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Николас Карр, писатель и публицист, говорил, что после прочтения пары страниц книги его внимание переносится на что-то другое. Это одна из особенностей клипового мышления. Справиться с ней поможет, как бы странно это ни звучало, классика. В таких произведениях редко меняется обстановка. У героев длинные, содержательные беседы.

Кроме классической литературы, уделяйте время чтению философских произведений. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем классиков. Но это хорошая возможность научиться анализировать информацию, выстраивать логические цепочки, делать выводы.

Психологи рекомендуют читать определенное количество времени. Для удобства ставьте будильник на 10, 20, 30 минут. Во время отдыха можно пересказывать прочитанное, обдумывать поступки и слова главных героев. По желанию выписывайте интересные мысли.

То же самое касается и старых фильмов. Там нет бесконечного мелькания картинок и образов. Поначалу фильм может показаться вам скучным и нудным. Но после вы поймете, что следить за увлекательным сюжетом очень интересно.

Пишите изложения и сочинения

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

В изложениях вы научитесь выражать мысли других людей. А в сочинениях свои собственные. Занимайтесь регулярно, по возможности каждый день. И не стесняйтесь показать работу или отрывок текста тем, кому доверяете, например, родителям или друзьям. Они могут проверить его на наличие стилистических ошибок.

  Метод синектики: примеры, преимущества и недостатки

Если вам не нравится писать сочинения и изложения, ведите личный дневник. Этот совет поможет избавиться от клипового мышления у современных детей и взрослых.

Сомневайтесь и дискутируйте

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Еще один способ, как избавиться от клипового мышления. Учитесь анализировать и понимать тех людей, чье мнение противоположно вашему. Научитесь видеть не только свою точку зрения. Попробуйте обсудить взгляды собеседника, приведите доводы в свою защиту или выслушайте его.
Развить здравомыслие поможет и дискуссия. Вы можете попробовать и полемику. Но помните, что в этом случае главная цель – победить оппонента. В дискуссии же нужно защитить свое мнение, но при этом попытаться понять мнение другого человека.

Откажитесь от гаджетов

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Как бороться с клиповым мышлением таким способом? Устройте себе день тишины и свободы от интернета, общения, гаджетов. Займитесь чем-то полезным, например, уборкой. Или посвятите время хобби, на которое обычно не хватает времени. Позвольте себе расслабиться, хотя бы на день забыть о бешеном жизненном ритме, заботах. Не спешите, сделайте паузу.

Также можно заняться йогой. Там есть практика мауна, способствующая расслаблению, избавлению от плохих мыслей, очищению сознания. В течение нескольких часов вам нельзя:

  • покидать дом;
  • разговаривать;
  • что-то обдумывать;
  • смотреть телевизор;
  • пользоваться телефоном;
  • читать.

Специалисты рекомендуют отводить на эту технику целый день. Но поначалу делать это будет сложно.
Интересно, что мауну практиковал Махатма Ганди. Это помогало ему заглянуть внутрь себя, получить ответы на важные вопросы, успокоиться.

Заключение

Клиповое мышление имеет плюсы и минусы. С одной стороны, кажется, что ничего хорошего в нем нет. Человек не может глубоко мыслить, запоминать, анализировать и усваивать информацию.

Но с другой стороны, он умеет быстро адаптироваться к меняющемуся ритму жизни, справляется сразу с несколькими делами. И все же, лучше научиться мыслить логически, здраво, а не используя кратковременные красочные образы.

В этом вам помогут книги и старые фильмы, сочинения, личный дневник. Также время от времени устраивайте дни тишины, когда вы не будете пользоваться гаджетами.

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/klipovoe-myshlenie

Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов

Почему современная молодёжь такая чёрствая и безэмоциональная? Почему дети никак не могут пересказать параграф из учебника и связать двух слов в сочинении? Почему показатели IQ и успеваемости у школьников и студентов ежегодно снижаются? У психологов, социологов, педагогов и родителей в арсенале — тысячи подобных вопросов. И вот, наконец, на все получен один ответ. Оказывается, во всём виновато клиповое мышление.

Что это такое

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Его основные свойства:

  • фрагментарность;
  • яркость;
  • кратковременность;
  • алогичность;
  • отрывочность;
  • разрозненность.

Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами.

Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации.

Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.

Впервые данный термин прозвучал в психологии, благодаря Фёдору Ивановичу Гиренок — российскому специалисту по онтологии и экологии, доктору философских наук. Именно он объяснил, что значит данное понятие.

Хотя о клиповой культуре чуть раньше уже писал американский социолог, философ и футуролог Элвин Тоффлер.

А он частично заимствовал идеи из работ канадского культуролога, филолога и философа Герберта Маршалла Маклюэна.

Происхождение названия. Слово «clip» переводится с английского как «фрагмент, отрезок, отрывок, вырезка».

Предпосылки

Российский журналист, известный во всём мире философ и культуролог К. Г. Фрумкин назвал предпосылки появления клипового мышления:

  • увеличение информационного потока в связи с активным развитием технологического процесса;
  • потребность в новой, актуальной информации и максимальной скорости её получения;
  • разнообразие поступающей информации;
  • возможность заниматься несколькими делами одновременно;
  • демократия, диалогичность, свобода слова и мнений, проявляющиеся на разных уровнях социальной системы.

Подавляющая часть специалистов вслед за Фрумкиным считает, что это совершенно новая форма человеческого сознания, возникновение которой обусловлено высоким уровнем развития современной техники и науки.

Однако есть и такие, которые утверждают, что клиповое мышление вовсе не является глобальным новообразованием. Это восстановление естественных процессов в человеческой психике, которые связаны ещё с дотекстовой эпохой. Тогда люди тоже воспринимали окружающий мир фрагментами.

Такой точки зрения, в частности, придерживается российский педагог-психолог В. М. Букатов.

Этапы развития

Клиповое мышление: что это, каковы основные причины появления у современных детей и школьников, как избавиться от такого состояния, когда картинка заменяет текст?

Музыкальные клипы

В середине 90-х гг. прошлого века появились музыкальные клипы, представляющие собой не единую сюжетную линию, а разрозненные фрагменты, подчас совершенно не связанные друг с другом. К тому же мелькающие видеокадры чаще всего не имели никакого отношения к тексту песни. Да и она тоже была лишена всякой логики и больше напоминала набор отдельных фраз.

Читайте также:  Очищение кожи головы: как провести в салоне и в домашних условиях, какие есть шампуни глубокого воздействия и как устранить избыток сала лимоном и прочими способами?

Реклама

Вместе с музыкальными клипами на экранах телевизоров появилась реклама. Она преследовала цель за короткое время продемонстрировать зрителю максимум яркой информацией. В связи с этим сочные, запоминающиеся, а подчас и шокирующие кадры быстро сменяли друг друга. Несмотря на то, что люди чаще всего даже не успевали вникнуть в их смысл, фрагменты оставались на подкорке сознания.

СМИ

После развала СССР «железный занавес» рухнул окончательно. В Россию хлынул поток самой разнообразной информации с Запада. СМИ нужно было как-то преподносить зрителям такое огромное количество материала. И им пришлось уподобиться музыкальным клипам и рекламным роликам. Подача была быстрой и яркой.

За 10 минут новостей успевали рассказать о судьбе Горбачёва, забастовке женщин против роста цен на нижнее бельё, очередном ограблении музея Советской Армии, вечере инфернальной лексики в Москве и о выходе нового клипа Влада Сташевского.

Заметки в журналах и газетах были аналогичными — короткими и поверхностными.

Мобильные средства связи

Сначала — пейджеры, а затем и мобильные телефоны окончательно закрепили клиповое мышление как ведущее у подрастающей молодёжи и детей. Во-первых, надо было в одно смс-сообщение уложить максимум информации, потому что они в то время стоили нереально дорого. Отсюда пошло сокращение слов:

  • прив — привет, здравствуй;
  • оч — очень;
  • ок — хорошо, договорились;
  • ДР — День рожденья;
  • НГ — Новый год;
  • спок — спокойной ночи;
  • мб — может быть;
  • спс — спасибо;
  • ИМХО — моё мнение (калька с английского «in my humble opinion»);
  • пжлст — пожалуйста;
  • ОМГ — Боже мой! (калька с английского «Oh, my God!»);
  • КД? — как дела?
  • ЧД? — что делаешь?
  • шк — школа;
  • дз — домашнее задание;
  • нзч — не за что.

Сейчас необходимость экономить ушла: сообщения стоят уже не так дорого (а иногда и вовсе бесплатно, если безлимитный тариф), но привычка сокращать осталась. И она тоже повлияла на формирование фрагментарного мышления.

Социальные сети, мессенджеры

Источник: https://ponervam.ru/klipovoe-myshlenie.html

Клиповое мышление: плюсы и минусы. Как избавиться от клипового мышления

Как-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок.

Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей.

Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном.

Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека.

Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно.

Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями.

Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое…

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги.

Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы.

Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора.

Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде.

Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут… Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия.

Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы.

За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет.

Исчезла потребность в анализе и логике.

Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность.

Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

Читайте также:  После еды кружится голова: почему человеку становится плохо во время приема пищи или после него, какова первая помощь, если это произошло?

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби.

Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие.

Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме.

Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел.

Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном.

Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете.

Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают.

Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание.

Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги.

На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро».

Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства.

Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная.

Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/klipovoe-myshlenie/

Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам.

Они неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно вычесть 3 часа.

 При выполнении домашних заданий   стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.

В чем проблемы?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования,   считает, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое  мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Специалисты считают, что  клиповое  мышление имеет и плюсы, и минусы.  Так, в  современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок.

Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.

Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением  отсутствует способность к  длительной концентрации, поэтому они  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго.

Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению.

Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению.

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением  больше податливы к манипуляции и влиянию.

Проблема учителя,  по мнению Леонида Ястребова,  в том, что  в школах клиповомыслящих детей  учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры  и обученные учить именно по этим методикам.

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

Кто виноват?

Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются.

Оно  формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.

Для термина «клиповое мышление» пока  нет чётко сформулированного определения. Точно  известно только, что обладатель клипового мышления  воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.

Психоаналитик  Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а  своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Конечно, проще всего поступить по аналогии с  советом Фамусова   из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно,  не разумно.

  • Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM,  и советует практикам от образования  принимать его существование как факт,  учитывать в  работе эту особенность современных учеников.
  • Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением  бессмысленно   и рекомендует  учить детей  «говорить на двух языках».
  • Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.
  • Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами —  презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
  • Практиковать метод дискуссий, так как  участие в дискуссии  учит их участников мыслить,  отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.

Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно  предоставить ему два взаимоисключающих утверждения.  Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.

На  специальных тренингах   обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Чтение классической художественной литературы  — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д.,  способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Работа  педагога в тесной связи с родителями  также будет способствовать параллельному развитию обоих видов  мышления.

Для этого родителям следует не  запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира.

Это могут быть  путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше  общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.

Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь  кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.

Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение  устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при  решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.

Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его  рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и  это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.

P.S. Основатель компании Apple Стив Джоббс  ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

При подготовке использованы материалы:

http://www.mk.ru/social/2014/07/10/klipovoe-myshlenie-grozit-katastrofoy.html

http://www.kp.ru/daily/26439/3310219/

Клиповое МЫШЛЕНИЕ

https://newtonew.com/discussions/howto-deal-with-fragmented-mind

“Клиповое мышление” — феномен современности

Почему школьнику трудно на уроках и как ему помочь? Или Что такое клиповое мышление?

http://road2life.in.ua/publ/3-1-0-73

и другие

Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей

Источник: https://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/

Клиповое мышление калечит детей

Молодые люди сегодня любой новый материал воспринимают совершенно не так, как раньше. Клиповое мышление — вот как это называется. Почему же дети с клиповым мышлением никогда не станут элитой?

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.

Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя.

Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся.

В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рада Грановская говорит об этом следующее: — Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих.

В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие? — Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах.

Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир.

Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно. — Вы не могли бы привести какой-нибудь пример? — Например, проводили такой эксперимент.

Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется? — Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши.

Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило. Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то.

На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип.

Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает. — А о какой возрастной границе в данном случае идет речь? — В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет.

Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке. — Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление? — Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый? — Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают.

Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана. — И что для них характерно? — Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше.

Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации. Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов.

Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным. Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства.

Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно.

И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость. — Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали? — Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта.

То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома. — Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети.

Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное? — Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое. — В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше.

На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу? — К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений. — Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

Как бороться с минусами клипового мышления?

В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Многие источники предлагают следующие способы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления:

Метод парадоксов

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление.

Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру.

Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Например: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим.

Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

Чтение художественной и философской литературы

Источник: https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/klipovoe-myshlenie-kalechit-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector