Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

«Способный ребёнок, но такой неусидчивый…», «Голова светлая, но не может сосредоточиться» — такое слышат от учителей многие родители.

Возможно, в этот момент мешает ссора с одноклассником, страх или первая любовь.

Специалист по развитию эмоционального интеллекта Марина Катеева рассказывает, почему умение управлять эмоциями для школьника не менее важно, чем таблица умножения (а ещё они связаны!).

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

При всей очевидности влияния эмоций на наше поведение, мотивацию и успех убедительные исследования, описывающие этот процесс, начались только во второй половине XX века.

До этого учёные были уверены, что такие важные качества, как, например, сила воли или умение концентрироваться, от чувств зависят мало. Примерно в это же время появился и сам термин «эмоциональный интеллект».

Впервые он встречается в 1964 году в статье психологов из Колумбийского университета в Нью-Йорке Джоэла Дэвиса и Майкла Белдока.

Статус эмоций как одного из главных ресурсов человека, помимо учёных, как ни странно, повысили ещё и технологии.

Сейчас дети растут в совершенно ином информационном контексте, чем даже их старшие братья и сёстры, не говоря уже о родителях и бабушках с дедушками. Ребёнок гораздо быстрее получает информацию, учится, ищет друзей.

Живущий в мегаполисе (а ещё и в соцсетях) подросток ежедневно контактирует с большим числом людей, чем его прапрабабушки и прапрадедушки за всю их жизнь.

Что такое эмоциональный интеллект

Марина Катеева, тьютор развития эмоционального интеллекта:

Эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Что в этом случае значить «обрабатывать»? И какую информацию несут эмоции?

Для начала необходимо эмоцию распознать. В этом нам помогает в первую очередь внимательное отношение к телесным ощущениям, ведь в первую очередь эмоция отражается в теле: мы чувствуем напряжение в мышцах, сдавленное дыхание, прилив крови, меняется мимика, благодаря которой мы угадываем эмоциональное состояние собеседника.

Происходящие с нами события вызывают в нас разные эмоциональные реакции, так как их значимость для нас не одинакова. Зная это, мы можем, во-первых, понимать самих себя и жить в согласии со своими ценностными установками или, в случае необходимости, влиять на них. Во-вторых, это даёт нам инструмент понимания других на более глубоком уровне, чем словесный.

Эмоции можно использовать эффективно и во благо самому себе, а можно, наоборот, разрушать себя

Это будет зависеть от того, насколько мы умеем соотносить цели со своим состоянием и владеем разными способами выражения эмоций. Если цель и актуальная эмоция не «дружат», то способность управлять эмоциями может спасти ситуацию.

Это возвращает нас к первому шагу: то, что было отражением эмоции, становится рычагом управления ею. То есть, если вы чувствуете мышечное напряжение, которое сейчас некстати, — постарайтесь расслабиться.

Если коротко, то эмоциональный интеллект можно разделить на несколько составляющих:

  • «Я понимаю, что чувствую я и другие».
  • «Я понимаю, почему возникают эмоции».
  • «Я умею использовать энергию эмоций».
  • «Я умею управлять эмоциями».

Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

Если говорить о детском эмоциональном интеллекте, то многие, наверное, сталкивались со следующими ситуациями.

Вдруг (на самом деле не вдруг) у ребёнка меняется поведение, как правило, не в лучшую сторону. Часто он сам не понимает, что происходит, и тем более не может это адекватно выразить словами.

Взрослый, будь то родитель или педагог, видит только поведенческие проявления.

Он далеко не всегда распознаёт или хотя бы интересуется эмоциональным состоянием ребёнка, хотя это могло бы стать ключом к разрешению ситуации.

Умение идентифицировать эмоции и чувства значительно облегчило бы нам процесс взаимопонимания. Помните историю героини мультфильма «Головоломка»? Ситуация разрешилась в тот момент, когда девочка осознала свою печаль, сказала о ней родителям и попросила о поддержке.

Эмоции, осознаём мы их или нет, отражаются на наших мыслях и действиях

Поступки, совершённые под влиянием эмоций, часто не приводят к цели, а результат вызывает недоумение, разочарование, стыд или угрызения совести.

«Я об этом не подумал…», «От страха я теряю дар речи», «Я вспылил», «От волнения я всё забыла и не смогла собраться» — слышим мы в качестве объяснений.

Умение управлять эмоциональным состоянием и соотносить его с целью снизило бы количество конфликтных ситуаций и помогло бы многим быть более успешными.

Ещё одна непростая тема, в которой большое место занимают эмоции, — это детская жестокость.

Развитие эмпатии и простой вопрос «Как ты думаешь, что чувствует сейчас Маша (Петя, кошка…)?» способствуют созданию здоровой атмосферы в школе, снижают количество конфликтов.

Когда ребёнок думает про чужие эмоции, осознаёт, к чему могут привести его импульсивные или неуместные действия, это становится одним из эффективных шагов в профилактике буллинга.

Как эмоции мешают учиться

Успех в школе определяют не только познавательные процессы: внимание, память, мышление. На них оказывают сильное влияние эмоции. Страх может заблокировать способность к запоминанию и воспроизведению.

Длительная скука приводит к отвращению, с которым бывает крайне трудно справиться.

Злость может стать источником агрессивного поведения и отказа от работы, а может дать энергию для исследовательской деятельности.

Ссора в классе иногда влечёт потерю интереса к учёбе и снижение успеваемости. Желание не выделяться, а вернее страх быть не как все, тоже может быть причиной низких баллов. Конфликт с учителем — и в результате двойка за четверть. Все эти ситуации никак не связаны с объёмом знаний и неспособностью усвоить предмет, но имеют прямое отношение к умению понимать себя и управлять своими эмоциями.

Спросите своего ребёнка: «Как ты справляешься со скукой, тревогой, страхом, злостью?» И в большинстве случаев это будет подавление или неконструктивное выражение эмоций. У каждой из них уникальная природа, и мы должны уметь управлять ими, чтобы отвечать за свои поступки. В противном случае придётся быть вечными жертвами обстоятельств.

«Ненавижу физику!», «История — скукотища!» А поменялся педагог, и вдруг появилось желание сдавать физику, а история превратилась в призвание

Мы — и взрослые, и дети — склонны отождествлять начальника с работой, учителя — с предметом, предмет — с профессией, особенно когда это связано с сильными эмоциями.

Только умение анализировать, что стало первопричиной той или иной эмоции, того или иного отношения, помогает понять, чем действительно хочет заниматься ребёнок.

Вдруг окажется, что можно быть успешным в физике и одновременно не любить преподавателя и совсем не обязательно становиться геологом, чтобы петь песни у костра. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку делать осознанный выбор.

Как родители могут помочь ребёнку

Марина Катеева:

Эмоциональный интеллект — это способность, которая, как и любая другая, развивается из задатков в процессе деятельности. Для эмоционального интеллекта это коммуникация и общение. Поэтому процесс развития начинается с самого рождения. И то, как этот процесс будет протекать, зависит прежде всего от родителей, от их стиля общения.

Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

Американский исследователь-психолог Джон Готтман описал родительские стили воспитания через призму отношения родителей к эмоциям ребёнка.

  • Игнорирующий, когда родители не принимают их во внимание и считают, что главное — это интеллект.
  • Осуждающий, когда родители жёстко контролируют проявление эмоций (фраза «Мальчики не плачут» из их репертуара). В этих условиях у ребёнка формируется представление о своих чувствах как неправильных, он не доверяет себе и не умеет обращаться с эмоциями.
  • Попустительствующий, который характеризуется полным «принятием» эмоций ребёнка без какой-либо обратной связи. В этом случае он не получает опыта управления эмоциями и поведением.

Чтобы развить эмоциональный интеллект у ребёнка, Готтман рекомендует эмоционально-интеллектуальный стиль, когда взрослые уделяют внимание эмоциям, помогают в них разобраться и подводят к решению. Вот несколько советов для родителей:

  • Не запрещайте чувствовать: позвольте ребёнку ощутить весь спектр эмоций.
  • Говорите об эмоциях, называйте их: «Вот сейчас ты счастлив!», «А вот это обидно».
  • Посочувствуйте, помогите выразить то, что на душе.
  • Говорите об эмоциях во время игры или прогулки.
  • Играйте в настолки, которые учат распознавать эмоции.
  • Учите самоконтролю.

Как развивать эмоциональный интеллект в школе

В школе эмоциональный интеллект нужно развивать с 1-го класса, а ещё лучше начинать уже в детском саду. Тогда дети приходят в школу более подготовленными и легче адаптируются к новым условиям и требованиям. И в 11-м классе начинать не поздно. Особенность эмоционального интеллекта нам на руку: он развивается с рождения и до старости.

Конечно, лучше всего, если его развитию посвящён целый курс, который даёт возможность планомерно и целенаправленно осваивать навыки: от распознавания эмоций у себя и других к причинам их возникновения и дальше — к навыкам использования и управления. В зависимости от возраста глубина материала, конечно, будет отличаться. На это влияет и способность к рефлексии, неотъемлемой части социально-эмоционального развития, и ответственность, которую ребёнок готов взять на себя.

Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

Конечно, важным условием успеха таких занятий становится сам учитель, в первую очередь его готовность говорить о чувствах, рассуждать вместе с детьми на разные темы. Неважно, физик он или литератор.

Главное — атмосфера доверия, уважения и безопасности, которую создаёт педагог. Параллельно с занятиями важно вести просветительскую и, возможно, развивающую работу с родителями.

Это могут быть и беседы на родительских собраниях, и тематические встречи, и совместные детско-родительские мероприятия.

Такой курс — не единственная возможность для развития. Эмоционально-интеллектуальный стиль общения учителя будет также способствовать развитию эмоционального интеллекта детей. Достаточно обращать внимание на эмоции и чувства, учить детей их понимать, помогать соотносить актуальные эмоции с желаемым результатом и проводить короткие упражнения на регуляцию состояния.

Небольшой ритуал самодиагностики и приведения себя в рабочее состояние в начале урока со временем будет занимать всё меньше и меньше времени. Ребёнок научится сам регулировать свои эмоции. Если это делать каждый день хотя бы перед началом первого урока, то результаты не заставят себя ждать.

Источник: https://mel.fm/shkola/5372190-kak-emotsionalny-intellekt-vliyayet-na-uspekhi-v-shkole

Как эмоциональный интеллект помогает найти предназначение

Современные технологии развиваются быстрее, чем мы можем себе представить.

Искусственный интеллект может поддерживать разговор, совершать сделки и управлять финансами, выполнять опасную и рутинную для человека работу, диагностировать заболевания.

Многие профессиональные навыки (hard skills) быстро устаревают и становятся неактуальными из-за автоматизации. Появляются новые области деятельности и специализации.

В дипломе может быть написано «маркетолог», или «педагог», или «программист», но каким именно маркетологом, педагогом, программистом человек станет, зависит от того, насколько у него развиты гибкие навыки (soft skills). Эмоциональный интеллект, коллаборация, коммуникация, креативность, системное мышление, медиаграмотность — всё это относится к soft skills.

Что такое эмоциональный интеллект

Человек может быть профессионалом высокого уровня с хорошими теоретическими знаниями, но абсолютно неприспособленным к общению с людьми в реальных условиях и решению нестандартных задач. Чтобы избежать такого, необходимо развивать эмоциональный интеллект (или EQ) — то, как мы осознаём свои эмоции, чувства и переживания, выстраиваем общение с другими и принимаем решения.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • успешно справляются со сложными ситуациями;
  • осознают свои эмоциональные реакции и реакции окружающих;
  • эффективно владеют собой;
  • чётко выражают мысли и желания;
  • остаются здравомыслящими под давлением ситуации;
  • умеют мотивировать себя и других на достижение целей.

Как эмоциональный интеллект помогает в профессиональном развитии

Хорошо, когда работа приносит не только доход, но и удовольствие. Однако определение удовольствия и радости всегда субъективное. Ведь одна и та же работа будет по-разному восприниматься разными людьми. Один готов сутками сидеть с цифрами, анализировать таблички, а другой сходит с ума от подобных задач, но зато отлично выступает на публике и проводит переговоры.

Чтобы чувствовать себя в своей тарелке и не тратить драгоценное время, занимаясь неподходящим делом, важно определиться с ролевой поведенческой моделью. Роль — это инструмент достижения цели. То, как человек взаимодействует с миром посредством профессии или работы, которую он выполняет.

Успешная реализация себя как профессионала напрямую связана с тем, нашёл ли человек роль в жизни, понимает ли он собственные сильные и слабые стороны.

Какие ролевые модели бывают

Лидер — тот стержень, вокруг которого формируется группа людей. Он поддерживает каждого члена коллектива, мотивирует к работе. Для роли лидера навык эмоционального интеллекта является ведущим. Хорошая эмпатия помогает объединять группу на базе общих целей и ценностей, поднимать командный дух и улучшать эмоциональную атмосферу в коллективе.

Координатор занимается организацией всей командной работы. Это тот человек, который ставит цели и задачи, планирует с учётом приоритетов. Ведущими навыками для него являются коммуникация и коллаборация — совместная деятельность для достижения общей цели. Он умеет равномерно распределять свою энергию между множеством проектов и идей и может помогать в этом другим людям.

Эти две роли дополняют друг друга, но редко совмещаются в одном человеке.

За идеи и предложения, то есть за интеллектуальную деятельность группы, отвечают роли аналитика, креатора и визионера. Для них характерны разные типы мышления:

  • Креатор. Способен видеть новое в привычных вещах. Именно он генерирует идеи и предлагает нестандартные решения. Это источник творчества и вдохновения для компаний, главное — сильно не замечтаться и не оторваться от реальности.
  • Аналитик. Прекрасно дополняет креатора. Его ведущий тип мышления — критический. Это позволяет не упускать из внимания важные детали, замечать нюансы и находить отличия. Умеет работать с информацией так, что в итоге может формулировать смыслы и основную идею. Для аналитика важно не уйти в сухой анализ без эмоций и чувств, столь необходимых человеку.
  • Визионер. Полезен, когда нужно решение или идея извне. Системное мышление позволяет носителю роли видеть общую картину и взаимосвязь со смежными сферами деятельности. Он способен объёмно подойти к выполнению задачи и найти дополнительные источники помощи для её решения. Умение видеть пересечения разных областей делает его полезным специалистом в стратегически важных вопросах.

Примечательно, что все эти роли часто совмещены в одном человеке. Если вы отметили в себе как достоинство один из трёх типов мышления, развивайте и остальные. Это повысит вашу ценность как сотрудника.

Есть роли, ориентированные больше на практику:

  • Продюсер. Если человек чувствует в себе предпринимательскую жилку, понимает и слышит аудиторию, то эта роль для него. От такого специалиста требуется умение создавать и продавать качественный материал, который будет интересен другим. Клиентоориентированность — его сильная сторона. Главное, увлёкшись упаковкой, формой подачи и жанрами, не потерять суть и доводить начатое до конца.
  • Диджитал-эксперт — роль нового поколения. Люди, которые на «ты» с современными технологиями, могут прокачивать своё цифровое мышление (способность решать задачи с помощью IT).
Читайте также:  Лекарства от мигрени быстрого действия: виды медикаментов и противовоспалительные средства, всё о том, что будет, если не лечить это заболевание

Чтобы стать востребованным и успешным специалистом, необходимо знать об особенностях не только своей, но и чужих ролей. Это важно в тех ситуациях, когда приходится какое-то время выполнять функции несвойственной вам роли. Это сделает вас более интересным для работодателя.

Помните: мы многофункциональны. Один человек часто может выполнять 2–3 роли, и ваша гибкость в этом вопросе зависит от того, насколько хорошо вы знаете свои слабые и сильные стороны. Сильное качество для одной роли может быть недостатком в других, и наоборот. Вот так же, как на этой картинке, исключительно от вашего желания ямки могут стать выпуклостями, а выпуклости — ямками.

Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?Иллюстрации из книги «Коммуникации. Понять себя и договориться с остальными» (В. Шиманская, серия 4К, Альпина, 2019)

Понимание своей ролевой модели помогает качественно и гармонично выстроить не только сферу работы или бизнеса, но и другие, будь то семья, отдых, хобби, развитие.

Как определить свою ролевую модель

Можно пройти увлекательный тест-квест или выбрать более быстрый способ.

Представьте, что вы находитесь на стажировке в компании вместе с другими людьми. Ваша задача — придумать новое приложение. У вас есть идея, но и у членов команды — тоже. Как будете действовать? Выберите один вариант:

  1. Главное — не спешить, а внимательно проанализировать все материалы.
  2. Смогу убедить команду выбрать мою идею.
  3. Постараюсь предложить самое оригинальное решение.

Источник: https://Lifehacker.ru/eq-i-rolevaya-model/

Эмоциональный интеллект на работе: 10 преимуществ EQ

Эмоциональный интеллект у педагога, учителя и у прочих профессий: помогает ли на работе, влияет ли на успех руководителя, лидера в деловом общении и переговорах?

Мнение службы персонала об эмоциональном интеллекте

Почти три четверти (71%) HR менеджеров, опрошенных Career Builder в 2011 году, ответили, что они оценивают эмоциональный интеллект сотрудника более важным чем IQ. Еще три четверти (75%) ответили, что более склонны предлагать повышение сотрудников с высоким эмоциональным интеллектом. Более половины (59%) заявили, что не будут нанимать кандидата с высоким IQ и низким EQ.

Научные исследования влияния эмоций

Еще в 1920 году возникло понятие социального интеллекта — «способность понимать людей — мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». Термин «Эмоциональный интеллект» появился в 1985 г. благодаря работе Уэйн Пэйн. В 1988 г. израильский психолог Рувен Бар-Он ввел понятие коэффициента EQ (по аналогии с IQ).

А идеи статьи Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» стали массово известны и популярны благодаря одноименной книге, которую в 1995 г. написал научный журналист Дэниэл Гоулман. С тех пор мир стал смотреть на эмоции с позиции четырех областей — самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями.

Как управление эмоциями влияет на работу?

Исследования ученых показывают, что люди с развитым эмоциональным интеллектом лучше работают в коллективе. Сотрудник может быть высококвалифицированным во многих областях, но если он не может ужиться с коллегами, начальством и клиентами, такой сотрудник часто бесполезен для организации. Рассмотрим подробнее, как влияет высокий эмоциональный интеллект на работу в коллективе и с клиентами.

Сотрудники с развитым EQ: 10 выгод для руководителя и владельца бизнеса

Эффективная командная работа

Без сомнений, сотрудники эффективнее работают в команде, когда имеют более развитый эмоциональный интеллект. Они эффективнее общаются с членами команды, делятся идеями и открыты для идей других. Они с меньшей вероятностью будут хватать все рычаги и «управлять шоу» в одиночку и не подумав о других членах команды.

Такие сотрудники чаще доверяют своим коллегам, ценят их идеи и вклад в общее дело. Они действуют менее импульсивно и более продуманно. Без таких людей в коллективе главному руководителю или собственнику придется отдавать управлению намного больше энергии, а ведь еще нужно думать о стратегии и обеспечивать развитие.

Позитивная атмосфера в офисе

Когда ваш офис наполнен сотрудниками, которые ладят и уважают друг друга, руководствуются общими принципами и ценностями, рождается корпоративная культура.

Внезапно работа начинает приносить удовольствие. Более того, не только сотрудники будут довольны своей работой — позитивные ощущения передаются клиентам и партнерам компании. А довольные обслуживанием клиенты — это залог долговременного сотрудничества и роста прибыли.

Чтобы повысить чувство командной работы и взаимной поддержки, хорошим решением будет сделать комнату для отдыха приятным местом с прохладительными напитками и здоровыми закусками. В такой атмосфере за чашкой кофе или чая сотрудники будут с радостью обсуждать идеи и перспективы развития. Такая возможность общения создает чувство командной работы и поддержки на рабочем месте.

Проще внедрять изменения

Для компании важно не стоять на одном месте, а значит развиваться. Развитие — это регулярные и неизбежные перемены.

Многие сотрудники четко понимают, что изменения в компании происходят для улучшения бизнеса, значит и их блага, однако не все и не всегда приветствуют изменения с распростертыми объятиями. Когда рабочие процессы стали привычными, люди склонны сопротивляться изменениям.

Сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом легче принимают изменения и растут вместе с компанией. Благодаря такой гибкости, они же позитивно влияют на принятие изменений в своей команде.

Больше самосознания

Следующее преимущество развитого эмоционального интеллекта — способность сотрудников понять свои сильные и слабые стороны.

Такие работники умеют принимать обратную связь и использовать ее для улучшения своей работы и личностного роста. Для них конструктивная критика — возможность научиться работать лучше.

А сотрудники, которые не умеют принимать обратную связь, склонны переходить в защитную позицию, эмоционально реагировать, при этом их производительность снижается.

Работники с развитым EQ лучше знают себя и могут точнее планировать время на выполнение своей работы, в то время как другие с большей вероятностью будут излишне оптимистичны или пессимистичны в оценке необходимого времени.

Больше самоконтроля

Люди с высоким эмоциональным интеллектом знают, как справляться с трудными ситуациями. В бизнесе, в работе неизбежно бывают трудные ситуации, стрессовые ситуации, особенно для человека, который находится в позиции руководителя.

Стрессовые ситуации часто связаны с недовольными клиентами. В работе с недовольным клиентом необходимо оставаться спокойным и позитивным, даже если внутри вы так себя не чувствуете. Еще труднее ситуация, когда клиент недоволен именно вашей работой, — значительно повышается уровень беспокойства и смущения.

Еще одна трудная ситуация, когда руководителю необходимо наказать или уволить подчиненного. Действенная стратегия для руководителя — быть твердым, но говорить добрым тоном.
Стресс на работе моет возникать и от общения с коллегой, который порождает проблему действиями или конфликтным общением.

Чтобы успешно справляться с такими трудными ситуациями, необходимо сохранять спокойствие и рациональный взгляд на ситуацию. Если работник способен удержаться от эмоциональной вспышки и сохранить спокойствие в подобных ситуациях, он добьется гораздо лучших результатов, чем если пойдет на поводу эмоций.

Люди с высоким EQ понимают, как не усложнять ситуацию, умеют сдержаться и выражать те эмоции, которые будут более уместны. Они управляют своими эмоциональными состояниями.

Эмпатия (сочувствие, сострадание)

Одним из величайших преимуществ эмоционального интеллекта на работе и в личной жизни, является способность распознавать эмоции окружающих людей и проявлять к ним сострадание. Сострадание позволяет человеку общаться с другими людьми на эмоциональном уровне.

В чем здесь выгода для работодателя? Когда сотрудник способен проявить сострадание к клиенту, который например, пропустил платеж из-за жестких обстоятельств, это формирует отношения. А долговременные отношения с клиентами выгодны для бизнеса: привлечение нового клиента в разы дороже удержания существующего.

Сострадание можно проявить к коллеге. Например, для решения семейного вопроса, сотрудника необходимо подменить. Руководитель, который умеет проявить сочувствие при принятии ежедневный решений, создает в команде атмосферу доверия и поддержки.

Эффективное управление временем

Принимая в коллектив новых сотрудников, руководитель в праве ожидать, что они соблюдают установленные сроки работ. Для многих компаний сроки определяют грань между прибылью и убытком. Люди с более высоким эмоциональным интеллектом способны более эффективно управлять своим временем, максимизируя свою производительность.

Одно из самых больших преимуществ эмоционального интеллекта на работе в том, что лидер не испытывает потребности в микроменеджменте своих сотрудников. Нанимая людей с высоким EQ, вы можете быть уверены, что проекты будут завершены, и сроки будут выполнены. Такие люди знают, как определять приоритеты задач и своевременно их выполнять.

Высокая мотивация

Люди с развитым эмоциональным интеллектом оптимистичны и увлеченно работают над достижением личных и профессиональных целей. У них гибкое мышление — мышление роста, они упорствуют и преодолевают препятствия, с которыми сталкиваются. Мотивация таких сотрудников больше обусловлена их внутренними амбициями, чем внешними факторами. Они трудолюбивы и стремятся успешно завершить работу.

Необходимо учитывать, что сотрудники с высоким EQ, часто заслуживающие качественной работой повышения зарплаты и бонусов, могут воспринимать такую награду «упрощенной». Работа значима им сама по себе и важно услышать от руководителя признание их заслуг, значимости их вклада. Публичное поощрение значительно влияет на их мотивацию.

Лидерские способности

Компании постоянно ищут компетентных лидеров.

Когда командой управляет не просто «человек-должность», а руководитель с лидерскими способностями, работа такого подразделения отличается производительностью и прибыльностью, а сотрудники чувствуют себя уважаемыми и ценными. Поэтому владельцу бизнеса и службе HR стоит искать на руководящие должности специалистов с высоким эмоциональным интеллектом.

Руководитель с высоким EQ понимает человеческую психологию, оказывает положительное влияние на подчиненных, сохраняют этичность и твердость. Такие лидеры способны вдохновлять сотрудников, поддерживать их мотивацию, стимулировать развитие и делегировать задачи необходимого уровня.

Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом оказывают огромное влияние на культуру компании, воздействие которой идет изнутри наружу — от сотрудников к заказчикам и партнерам.

Профессионализм в отношениях

Еще одно преимущество эмоционального интеллекта — умение понимать других людей и влиять на них. Люди с высоким EQ умеют определять, что нравится и не нравится окружающим. Это помогает выстраивать прочные и профессиональные отношения — на работе и в личной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта открывает способность «читать» язык тела и выражения лиц собеседников, это позволяет вам лучше взаимодействовать и правильно общаться.

Вы можете определить, что другие действительно думают и чувствуют, не полагаясь лишь на слова, которые они говорят. Эмоциональную окраску при живом общении мы узнаем не из слов, а из того как они произнесены.

Такие навыки позволяют построить лучшие отношения с клиентами, коллегами и своим руководством.

Инвестиция в развитие эмоционального интеллекта

Что собственник получит в результате найма специалистов с высоким EQ и инвестиции в эмоциональный интеллект на работе? Мотивированная на результат и слаженно работающая команда, ориентированная на долговременные отношения работа с клиентами, благоприятная и нацеленная на развитие атмосфера в коллективе. Компания идет на шаг впереди конкурентов.

Что дальше?

Теперь, когда вы осознаете преимущества эмоционального интеллекта, что вы можете с этим сделать?

1. Посмотрите на ваш коллектив, кто демонстрирует перечисленные выше характеристики и способности? Кто хорошо ладит с коллегами, проявляет сочувствие, проявляет инициативу в командной работе? Если вы еще этого не сделали, рассмотрите руководящие позиции для таких сотрудников.

2. Выбирая сотрудника для запуска или завершения нового проекта, подумайте, что вам будет полезнее — работник с большим опытом или тот, кто демонстрирует высокий эмоциональный интеллект?

3. Внесите изменение в вопросы для собеседования. В дополнение к выяснению технических компетенций, образования и опыта, добавьте обсуждение ситуаций, для решения которых требуется более высокий эмоциональный интеллект. Обратите внимание на их ответы и рассматривайте их при принятии решения о найме.

Дополнительно рекомендую:

Источник: https://coaching-way.com/jemocionalnyj-intellekt-na-rabote-10-preimushhestv-eq/

Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее

Эмоции — это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. Это можно заметить по поведению детей, которые начинают кричать и топать ногами, если что-то вызывает у них гнев и чувство протеста. Взрослые люди переживают те же чувства, однако способны осознанно выбирать стратегии поведения, вместо того чтобы сразу переходить к действиям.

Эмоции поставляют нам быстрые, но иногда слишком безапелляционные программы действий. В первобытные времена это могло спасти человеку жизнь. Однако в наше время мир стал намного сложнее, и для того, чтобы справиться с проблемой, нельзя просто убежать от неё или ввязаться в драку.

Читайте также:  Рассеянный склероз: анализы крови и ликвора - какие именно сдают, что они показывают и как по ним можно определить болезнь, а также каковы цены на них?

Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ (emotional quotient), позволяет успешно использовать эти качества.

Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах.

Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими.

Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром.

Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором.

По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой.

В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую «текучку», низкую производительность и снижение продаж.

О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками.

В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения.

Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?

В книге «Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным проведенного Йельской школой менеджмента исследования, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам.

Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований. Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя.

Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.

Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна.

Решение. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. Смыслы.

Энергия» Ян Мульфейт и Мелина Кости приводят статистику, согласно которой «80% руководителей не отдавали себе отчёта в собственных навыках и талантах». По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга.

Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.

Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.

Решение. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия.

Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи (а значит — нас самих) не оценили по достоинству.

В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым.

Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1) спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2) понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.

Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?

Решение. Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения.

Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос.

Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое. Нащупав основную ценность, можно правильно поставить задачу.

Таким образом, современная наука не отодвигает переживания на задний план, а внимательно изучает. При этом эмоциональный интеллект относят к обязательным качествам профессионалов, а его развитие — к важным для успешной работы практикам.

Источник: https://hh.ru/article/305115

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Американский психолог Дэниэл Гоулман утверждает, что умственное развитие обеспечивает руководителю лишь 15% успеха. Остальные 85% — заслуга эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это умение анализировать эмоции и управлять ими. Казалось бы, бизнес и эмоции не слишком хорошо сочетаются друг с другом. Однако многочисленные исследования доказывают обратное.

Например, нейробиологу Антонио Дамасио удалось экспериментальным путем установить, что ранее успешные люди, из-за травм и нервных потрясений  потерявшие способность испытывать эмоции, но сохранившие интеллект, теряли и способность принимать решения, а вместе с ней – лишались своих позиций в бизнесе.

Вредят ли эмоции работе?

Долгое время считалось, что эмоции вредят работе. Под влиянием страха люди не могут принять правильное решение. Под влиянием гнева теряем способность рационально мыслить. Ну а влюбленный человек – и вовсе не работник.

Однако и руководители, и подчиненные не могут отключать эмоции входя в офис А значит, надо научиться использовать их на пользу бизнесу. Как именно? В первую очередь, как важный источник информации.

Оценивая эмоции клиента, можно найти к нему правильный подход.

Оценивая возможности потенциальных деловых партнеров на переговорах – оценить и то, насколько они заинтересованы в сделке, и  возможные риски, и многие другие нюансы.

Вторая сфера применения эмоционального интеллекта – создание правильной рабочей атмосферы в коллективе. Когда сотрудники всем недовольны – они работают спустя рукава и присматриваются к новым вакансиям.

Напротив, коллектив, где царит позитивная атмосфера,  успешнее справляется со своими задачами. Кроме того, сплоченная дружная команда положительно влияет на вовлеченность сотрудников и их лояльность компании.

Равнение на лидера

Основная ответственность за создание позитивного эмоционального настроя лежит на руководителе. Так уж повелось, что главный, «вожак», влияет на настроение людей. Он может как увлечь подчиненных общим делом, сплотить их вокруг общей цели, так и создать невыносимую обстановку в офисе, которая неминуемо приведет к огромной текучке персонала.

При этом руководитель вовсе не должен создавать в офисе атмосферу всеобщей любви и безмятежности.

Он может и жестко требовать от подчиненных исполнения их служебных обязанностей, и наказывать за нарушение дисциплины, и даже прикрикнуть.

Однако грамотный лидер с развитым эмоциональным интеллектом делает все это не спонтанно, а абсолютно осознанно, четко понимая, какого результата и как он хочет добиться.

Многие руководители неосознанно выбирают для себя стиль управления, и строго придерживаются его. Кто-то – тиран и деспот, кто-то – всепрощающий добрый папа, кто-то – рубаха-парень и добряк. У любой линии поведения есть свои плюсы – но и свои минусы. Поэтому чем больше эмоциональный диапазон руководителя, чем лучше он умеет им пользоваться – тем лучших результатов он может добиться.

Для чего руководителю развивать эмоциональный интеллект?

В первую очередь – для собственного спокойствия. Ведь любой, даже самый жесткий начальник – тоже человек. В течение рабочего дня он испытывает целую гамму эмоций, причем далеко не всегда положительных. Это и страх сделать что-то не так, и раздражение, и агрессия, и эмоциональная усталость. Большинство лидеров подавляет эти эмоции, скрывает их от сотрудников.

Однако подавление и управление эмоциями – это разные вещи. В первом случае негатив, не находя выхода, скапливается глубоко внутри и может привести к хроническому стрессу, депрессии, нервному срыву, профессиональному выгоранию и даже психосоматическим заболеваниям – хронической головной боли, повышенному давлению, а в перспективе – инфаркту или инсульту.

К тому же, постоянно подавляя негативные эмоции, человек становится «толстокожим». Он перестает раздражаться и злиться – но при этом и обрадоваться по-настоящему уже не способен.

Чтобы испытать хоть какие-то чувства, такие люди начинают увлекаться экстремальными видами спорта, бессмысленно рисковать и тому подобное. Или же впадают в апатично-депрессивное состояние, при котором им вообще «не хочется чего-то хотеть».

А вот управление негативными эмоциями позволяет человеку избавиться от негативных переживаний, нейтрализовать их, отпустить от себя.

Кроме того, эмоциональный интеллект  необходим руководителю для эффективного управления своими сотрудниками.

Мы все знаем, что человек во время прилива сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, не способен продуктивно думать и принимать взвешенные решения.

Бессмысленно объяснять что-то сотруднику, которого только что довел до слез агрессивный клиент. Человека следует сначала успокоить, помочь ему восстановить душевное равновесие. И только потом приступить к разбору ситуации.

Тоже – и с положительными эмоциями. Сложно ждать эффективной сосредоточенной работы от молодого отца, которому только что сообщили о рождении первенца. Отправьте его домой – толку от его работу все равно будет мало.

Понимая, как работают эти механизмы, руководитель сможет не только подстраиваться под эмоциональное состояние своих сотрудников, но и управлять им.

Развиваем эмоциональный интеллект

По мнению авторов термина «эмоциональный интеллект»  Джона Майера и Питера Саловея, руководителю, дабы быть успешным, необходимо овладеть четырьмя навыками в рамках эмоционального интеллекта: понимать свои эмоции; понимать эмоции других людей; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других людей.

Первый шаг в этом направлении, с которого и начинается эмоциональный интеллект, – это осознание собственных эмоций. Большинство из нас, как ни странно, не всегда способы понять, что чувствуют в данный момент. Осознавать свои эмоции – означает уметь в любой момент словами объяснить, что вы сейчас чувствуете: «Я очень зол», «Я расстроился», «Я обижен», «Я доволен», «Я растроган до слез».

Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеет не только осознавать собственные эмоции, но и распознает чувства своих сотрудников. Он сразу видит, что кто-то из его подчиненных раздражен, неуверен в себе, зол и тому подобное. Распознать это можно по внешним признакам: мимике, жестам, интонации, построению фраз, странному поведению.

Следующий шаг в развитии  эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями.  Для этого существует множество техник, которые можно освоить как на тренингах, так и самостоятельно.

Это и дыхательные упражнения, и аутотренинг, и подробный анализ собственных чувств и эмоций.

Эмоционально развитый лидер способен искусственно вызывать у себя нужные эмоции: злость, когда нужно устроить выволочку нерадивому сотруднику, радость при поздравлении коллег с праздником, высокое вдохновение и азарт во время важных переговоров.

Читайте также:  Рассеянный склероз: причины возникновения и патогенез, у кого бывают очаги заболевания, как оно передается, в частности, играет ли какую-то роль в этиологии вирус?

Последний шаг – научиться  управлять эмоциями других людей. Это можно делать двумя путями. Более простой – настроиться на нее самому, а потом «заразить» окружающих. Более сложный путь — вызвать нужные эмоции у сотрудников, при этом не испытывая их. Для этого требуется очень хорошо знать своих подчиненных и понимать, какие «кнопки» нужно нажимать, как себя вести, что говорить.

Этот навык позволит подобрать ключи к каждому сотруднику, максимально мотивировать подчиненных на эффективную работу, создать нужный климат в коллективе. Такой руководитель точно знает: кого и когда нужно похвалить, на кого и когда накричать, с кем лучше поговорить наедине, а с кем – публично. Таких лидеров коллеги искренне уважают и готовы идти за ними куда угодно.

Источник: https://blog.irr.ru/view/intellekt_zachem_on_nuzhen_rukovoditelyu

Преподаватель-лидер: особенности поведения и способы взаимодействия с обучающимися колледжа



В ситуации классической системы обучения (классно-урочной) преподаватель является не лидером, а руководителем, формальным организатором всей учебной работы студентов.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения определённых членов группы, а руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

  • Отличия руководителя группы от лидера группы заключаются в следующем:
  • – Лидер имеет самый высокий статус — он обладает наибольшим числом внутригрупповых связей в рамках познавательной деятельности.
  • – Лидер осуществляет процесс руководства группой, влияет на взаимоотношения в группе, используя личностные и внутригрупповые ресурсы власти.
  • – Лидер может быть убран с этой позиции самой группой.

Каждый преподаватель в учебной аудитории выполняет функции руководителя и организатора работы и общения, но не каждый может приобрести лидерскую позицию в группе студентов. Совмещение ролей «преподаватель-руководитель» и «преподаватель-лидер» повышает общую эффективность работы преподавателя.

Каковы же действия преподавателя, которые стоит ему выполнять, если он захочет занять позицию лидера в учебной аудитории, или, по-другому, каковы компоненты преподавательского поведения педагога, отражающие факт становления педагога на учебной дисциплине как лидера?

Анализ наблюдения на учебной дисциплине за преподавателями — лидерами позволяет эти действия педагога разделить на основные и дополнительные.

К основным относятся действия по постановке цели и стимулированию её принятия студентами, действия по организации совместного достижения цели с видимым, признаваемым личным вкладом педагога в этот процесс, а также действия по созданию и регулировке выполнения групповых норм в процессе учебной дисциплины.

Вспомогательными компонентами поведения педагога в лидерской позиции являются юмор, санкции, передвижения преподавателя в физическом пространстве аудитории, знание особенностей студентов и их проявление на учебной дисциплине.

Вот такие подходы стали точками отсчета для анализа методом наблюдения лидерских особенностей поведения ряда преподавателей. Каковы же результаты наблюдений? Начнем с основных компонентов.

Постановка цели

Лидер ставит цель перед группой, и группа соглашается с ней. На наблюдаемых уроках преподаватель делает это через обоснование необходимости достижения цели. Для этого он формулирует цель особым образом.

Конструкции предложений, содержащих цели урока, были таковы: «Мы сегодня на занятии изучаем (узнаем, тренируемся, осваиваем, проходим, овладеваем) нечто («А»), для того чтобы справиться (выполнить, решить, понять, использовать) с некоторым («Б») [4].

Педагог использует такие формулировки не только в начале урока, но и повторяет их в той или иной модификации в течение занятия. Если студент принимает те цели, которые ставит педагог перед ним, он укрепляет лидерскую позицию преподавателя, т. е. отдает ему неформальную власть по управлению движением к цели.

Поэтому при повторе такой ситуации, студенту проще согласиться с преподавателем и принять его цель. Но для того, чтобы студент принял поставленную перед ним цель, результат («Б») должен быть для него личностно значимым.

Совместное достижение цели иличный вклад лидера

На обоснование цели порождает лидерство педагога, если она дополняется организацией деятельности, которая воспринимается студентами как «совместная» деятельность преподавателя и студентов.

Под такой деятельностью в достижении цели имеется ввиду форма работы на учебной дисциплине, при которой связанные друг с другом действия обучающихся и преподавателя чередуются, причём «периоды» чередования небольшие.

Если в процессе занятия, когда педагог ведёт долгое объяснение, а затем студенты работают над новой темой, осознание последними общности целей происходит редко. Из-за временного разрыва в сознании студентов складывается противопоставление действия преподавателя и своих собственных — «сначала он (преподаватель) работает, потом мы выполняем».

А если преподаватель разделяет объяснение нового материала на короткие временные отрезки, после которых обучающиеся следуют указаниям и выполняют свою часть работы, происходит чередование работы преподавателя и работы студентов, и шансы на восприятие учебной работы как совместной повышаются.

Второй способ создания образа групповой цели на учебной дисциплине — диалог преподавателя и студентов. Наблюдения за «диалогической» практикой преподавателя позволяют говорить о разных моделях и формах её реализации.

Наиболее часто встречается форма диалога: «А что ты знаешь сам?». [6] В таком диалоге преподаватель обращается к знаниям студента, стимулирует его вспомнить ранее полученные знания, которые ему помогут понять новую тему.

Другую форму диалога можно охарактеризовать как «выскажи своё мнение». В этом случае преподаватель просит обучающегося выразить собственное отношение к новому материалу. Это может быть моральная оценка со стороны студента или мнение о том, где именно новые знания могут пригодиться в жизни или в учебной деятельности.

Еще одна форма диалога, самая вовлекающая в «общее поле», это «проблемный диалог».

Восприятие поставленной цели как общей, восприятие учебной работы как совместной ведут к тому, что у студента появляется убеждение: в любой момент он может обратиться за помощью к преподавателю, если не справляется сам, или одногруппник — сосед не в силах ему оказать помощь. В этом случае можно говорить о личном вкладе преподавателя в работу обучающегося и соответствующем развитии его позиции как лидера учебной группы на учебной дисциплине.

Создание групповых норм ирегулировка их нарушения

Одна из функций лидера в малой группе — это создание групповых норм. Приведем несколько примеров «работы» групповых норм на учебной дисциплине, которые наблюдались. Первый пример — это работа микрогрупп. Студентам как нравится работать в микрогруппах, так и не нравится.

Если в группе отношение к работе в микрогруппах положительное, то роль преподавателя в организации интересной увлекательной работе уходит на второй план. Первую роль играет привычка обучающихся работать в микрогруппах, их убеждение, что так будет интереснее, веселее, легче.

Это обстоятельство и является показателем того, что сформировалась групповая норма — её уже поддерживает сама группа. Второй пример. Начало занятия. перед преподавателем стоит задача привести студентов в работоспособное состояние-успокоить их, сконцентрировать их внимание на учебной дисциплине. Третий пример. Регулировка нарушений норм.

Часто преподаватели для установления тишины в аудитории замолкают сами и ждут, пока успокоятся студенты. В одних группах это срабатывает, в других нет. Успех в группах зависит от того, сформировалась ли групповая норма в группе — замолчать, если замолчал преподаватель.

Если такой групповой нормы нет, то студенты, либо просто не знают, что ждёт от них преподаватель, либо не реагируют на его поведение. Лидер в группе в этом случае преподаватель, вправе нарушать групповые нормы. Тем самым он как бы показывает своё право принимать окончательное решение.

Вспомогательные компоненты поведения преподавателя в лидерской позиции

В поведении преподавателя есть такие компоненты или особенности, которые сами по себе не будут способствовать занятию им лидерской позиции; но если они отсутствуют, то возможность стать лидером исчезает. Эти вспомогательные компоненты поведения лидера относятся к составляющим неформального общения преподавателя на учебной дисциплине.

Задача преподавателя — стать лидером на психологической основе — противоречит представлению об учителе как статусной фигуре. Ведь лидером может стать только реальный член группы, который признаётся этой группой «своим».

Он получает особые права и положение, но при этом не противопоставляется группе.

Если преподаватель общается в принятой формальной системе ролей «учитель-ученик», он изначально не способен стать частью группы и тем более её лидером.

Юмор учителя

Юмор всегда был и остаётся элементом личностного общения, он помогает найти взаимопонимание и снять барьеры общения между людьми. Задача использования юмора преподавателем состоит не в том, чтобы смешить студентов, а в том, чтобы с юмором исполнять свои преподавательские действия.

Другими словами, юмор на уроке должен касаться тех тем и событий, которые происходят именно на занятии. Самым простым способом реализации данной идеи являются словесные внушения, которые производит преподаватель для наведения дисциплины или в каких-либо других педагогических целях. Вот примеры из практики.

Преподаватель обращается к студенту, который говорит громче меня в аудитории: «Следующий преподаватель у нас Николай». [10] Или так: «Студенты, тише! У Коли есть мысль, давайте её послушаем, если будем шуметь, он её потеряет!» [10].

А вот обращение преподавателя к группе по поводу поведения студента: «Я его потом поругаю, но только вы напомните мне». [10]

Есть вероятность того, что юмор не выполняет своей функции в общении — студенты могут поддерживать (смеяться) из-за страха или желания угодить преподавателю. Хорошим признаком того, что юмор со стороны преподавателю принимается и поддерживается студентами и является элементом неформального общения, выступает факт ответных (не злых) шуток со стороны обучающихся.

Они могут поддерживать реплики преподавателя или придумывать свои. Например, на прошлом уроке преподаватель взял учебник у одного из студентов, и забыла отдать, на следующем уроке обучающемуся не с чем заниматься, и сразу после приветствия в аудитории он обращается к преподавателю: «А вы не помните, кому я учебник отдал?».

[2] «Сейчас вспомню» -ответил преподаватель, доставая учебник. [2]

Физическое пространство ивещи преподавателя на уроке

У преподавателя в аудитории существуют прочно закрепленные области и предметы, которые подчеркивают его «место» в аудитории или являются атрибутами его роли: преподавательский стол и стул, место у доски, указка, красная ручка.

Преподаватель, акцентирующий свой формальный статус (руководитель), делает эти предметы символами своей власти и не позволяет к ним прикасаться обучающимся.

Преподаватель, претендующий на лидерство, в той или иной мере отказывается от использования этих предметов в качестве символов власти.

Знание обучающегося

Преподаватель-лидер успевал через своё наблюдение и отдельные вопросы-реплики и что-то не учебное узнавать об обучающихся. Наблюдаемые нами преподаватели довольно метко, а иногда и глубоко характеризовали студентов. На вопрос о том, как она так много узнала об обучающихся, одна преподаватель сказала: урок-это долго, уроков-много и времени на всё хватает.

Но следует помнить: преподаватель всегда имеет только шанс на приобретение лидерской позиции. Даже если он выполняет все приводимые обязательные действия, он может и не стать лидером в силу разных обстоятельств. Но если в поведении преподавателя есть обсуждаемые нами основные и дополнительные компоненты, его шанс на уроке в группе увеличивается.

Литература:

  1. Абашкина Е. Б., Кослапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. — 2015. — № 1.
  2. Авцинова Г. И. Политическое лидерство // Государство и право. — 2013. — № 5.
  3. Альтманн Г. Х. Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. — М.: Интерэкспорт, 2016. — 272 с.
  4. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
  5. Бендер П. У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. — М.: Попурри, 2005. — 303 с.
  6. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. — М., 2012.
  7. Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися. — М.: Квант, 1997.
  8. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (СоцИс). — 2014. — № 5. — С.139–147.
  9. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина, 2015. — 301 с.
  10. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. — М., 2013.
  11. Егорова-Гантман Е. В. и др. Политиками не рождаются: Как стать и остаться эффективным политическим лидером. — М., 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учебная дисциплина, студент, лидер, группа, лидерская позиция, групповая норма, форма диалога, учебная аудитория, учебная работа.

Источник: https://moluch.ru/archive/232/53971/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector